Жерар Делабарт — французский живописец и акварелист, работавший в России с 1787 по 1810 год. В конце 1780-х Делабарт писал виды Царского Села, а во второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист», умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.
Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих, воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе.
Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг другу.
В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил, что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные общественные должности.
Выставка в Михайловском замке представит 15 картин из московской серии Жерара Делабарта, поступивших в музей в 1931 году из Александровского дворца в Царском Селе и никогда прежде не экспонировавшихся в полном объеме. В экспозицию для сравнения вошли практически одновременные виды Москвы, исполненные художником И. В. Мошковым (1778–1845) и гравюры с изображением пожара Москвы при захвате ее Наполеоном, где в пейзажных фонах использованы ведуты Делабарта.
Выставка организована при поддержке БФ «Система».
18 декабря 2024—17 марта 2025
На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.
Русская академическая живопись второй половины XVIII – первой половины XIX века
5 декабря 2024—31 мая 2025
Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. На выставке в Михайловском замке посетители смогут увидеть знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея