Branches:

Nicholas I

Nikolai Sverchkov. Николай I в санях. 1853. Oil on canvas. 73 х 92.The State Russian Museum
13 February 2019—16 June 2019
The sixth exhibition from the cycle “The Romanovs Family Saga” covers the personality and state affairs of Emperor Nicholas I, his foreign policy, the life of society, the imperial court and the royal family, as reflected in the works of painting, graphics, numismatics and decorative and applied arts. The exhibition is intended to designate how the key ideologeme of the epoch, proclaimed by the Minister of Public Education S. S. Uvarov, was realized in a fruitful and contradictory unity in artistic practice — “Orthodoxy, Autocracy, and Nationality,” for a long time considered an absolutely reactionary thesis.
Nicholas’s reign was a multifaceted and controversial era in which total ideological and political control, the establishment of censorship and the strengthening of the police in a seemingly paradoxical way, are combined with the flourishing of arts, architecture, journalism, art criticism, and literature. The emperor himself was keen on drawing — portraits and caricatures drawn by him have survived until the present day.

The exhibition includes a series of ceremonial portraits of Emperor Nicholas I, his associates (A. Menshikov, A. Benkendorf, I. Paskevich, and others) and members of the royal family, made by such artists and sculptors as George Dow, Franz Kruеger, Orest Kiprensky, Fyodor Tolstoy and others). Paintings and drawings, vases, porcelain sets, furniture, bronze, numismatic curiosities included in the exhibition give an idea of the panorama of the artistic life of a prosperous country, of the refined interiors of the royal residences and the peculiarities of the life of the highest court.
The dramatic problems of the historical path of Russia, which were designated at this time, are not ignored. Separate sections of the exhibition are devoted to operations on the fronts of the Russian-Turkish and Crimean Wars, and the journeys of the emperor and his family.

The exhibition is organized by the Russian Museum, whose rich collections comprise its most part. It also includes works provided by the State Hermitage Museum, the State Tretyakov Gallery, the State Historical Museum, the Pushkin Museum of Fine Arts, Peterhof, Tsarskoye Selo, Pavlovsk, Gatchina Museum Reserves, the Military Historical Museum of Artillery, Engineering and Communications, the State Archives of the Russian Federation, and a number of other state museums and archives of Russia, as well as private collections.

George Dow. Portrait of Grand Duke Nicholas Pavlovich. 1823. Oil on canvas. 93,7 х 72,4. Pushkin State Museum of Fine Arts Fyodor Tolstoy. Portrait of Nicholas I. 1857. Marble. 127 х 86 х 74. The State Russian Museum Louis Le Breton. The battle of Malakoff in September 1855. After 1855. Chromolitography on paper. The State Russian Museum Pyotr Sokolov. Portrait of count А. K. Benkendorf. Early 1840s. Watercolor and ceruse on cardboard. 43,9 х 34,5. The State Russian Museum George Dow. Portrait of Grand Duchess Alexandra Feodorovna with children. 1826. Oil on canvas. 277 х 187. The State Hermitage Vasiliy Sadovnikov. Opening of the monument to Nicholas I in Saint Petersburg. 1859. Watercolor and ceruse on paper. 28,9 х 22,7. The State Russian Museum

Exhibitions
The Empire After Peter the Great: From Catherine I to Elizabeth Petrovna

The Empire After Peter the Great: From Catherine I to Elizabeth Petrovna

1 June—23 September 2024

This exhibition, unique in its scale, covers the period from the death of Peter the Great to the accession to the throne of his daughter Elizabeth Petrovna (1725–1742). The main events of the internal Russian life in the time of struggle for Peter the Great’s legacy shown on the material from the collections of 21 museums, including State Hermitage Museum, the State Historical Museum, the Moscow Kremlin Museums, the Tretyakov Gallery, the Museum of the History of St Petersburg, the Peterhof State Museum and Reserve, the Pavlovsk State Museum, the Arkhangelskoye State Museum and Reserve and others.

Master of Painting. 325th Anniversary of Ivan Vishnyakov’s Birth

Master of Painting. 325th Anniversary of Ivan Vishnyakov’s Birth

26 April—1 July 2024

Ivan Vishnyakov is one of the leading artist of the 18th century, portraitist, mural painter, restorer and teacher. However, not much of the artist’s vast legacy, the result of thirty years of untiring creative activity, has survived to the present day. All the more valuable are the ten surviving portraits in the collections of the Russian Museum, the Tretyakov Gallery, the Museum of Vasily Tropinin and Moscow Artists of His Time, art museums in Tver and Rybinsk.

Also in the Russian Museum
The Russian Museum recommends
Collection highlights
Collection highlights

The collection of masterpieces, chosen by the Russian Museum will allow you to make a first impression of the collection of the Russian Museum.

Start

Virtual tours
Virtual tours

Russian Museum - one of the world's largest museums and is perhaps the only country where such a full treasure of national culture are presented.
Virtual tour of the museum complex. 2009 (Rus., Eng., Ger., Fin.)

Details

Online Shop
Online Shop

In the online shop of the Russian Museum presented a huge range of souvenirs, illustrated editions and multimedia disks.

Go to store

Mobile Apps
Mobile Apps

Google PlayApp Store

Details

ENG
Филиалы:

Николай I

Николай Сверчков. Николай I в санях. 1853. Холст, масло. 73 х 92. ГРМ
13 февраля 2019—12 июня 2019
Выставка из цикла «Сага о Романовых» освещает личность и государственную деятельность императора Николая I, его внешнюю политику, особенности собственного участия монарха в развитии национальной культуры, жизнь общества, императорского двора и царской семьи, как они отразились в произведениях живописи, графики, нумизматики и декоративно-прикладного искусства. Выставка призвана обозначить, как в плодотворном и противоречивом единстве в художественной практике реализовывалась ключевая идеологема эпохи, провозглашенная Министром народного просвещения С. С. Уваровым, — «Самодержавие. Православие. Народность», долгое время трактовавшаяся как абсолютно реакционный тезис. 

Николаевское время — многогранная и противоречивая эпоха, в которой тотальный идеологический и политический контроль, установление цензуры и укрепление жандармского аппарата внешне парадоксальным, но вполне объяснимым образом сочетаются с расцветом искусств, архитектуры, публицистики, художественной критики и литературы. Сам император склонен был к рисованию — до наших дней дошли портреты и шаржи, написанные его рукой.

В экспозицию выставки вошел целый ряд парадных портретов императора Николая I, его сподвижников (А. Меншикова, А. Бенкендорфа, И. Паскевича и других) и членов царской семьи, выполненных такими художниками и скульпторами, как Джордж Доу, Франц Крюгер, Орест Кипренский, Федор Толстой и др.). Произведения живописи и графики, торжественные монументальные вазы, парадные сервизы, мебель, бронза, нумизматические раритеты и многие другие предметы обстановки, включенные в экспозицию, дают представление о панораме художественной жизни процветающей страны, об изысканных интерьерах царских резиденций и особенностях быта высочайшего двора.

Не замалчиваются и драматические проблемы исторического пути России, обозначившиеся в это время. Отдельные разделы выставки посвящены действиям на фронтах Русско-турецкой и Крымской войн и путешествиям императора и его семьи.

Выставка организована Русским музеем, разнообразные коллекции которого и создают ее экспозиционную базу. В ее состав включены и произведения, предоставленные Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музеями-заповедниками «Петергоф», «Царское Село», «Павловск» «Гатчина», Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственным архивом Российской федерации и рядом других государственных музеев и архивов России, а также владельцами личных коллекций.

При поддержке БФ «Система»

Уважаемые посетители! 5 июня, в среду, некоторые залы выставки «Николай I» (Парадная опочивальня Марии Федоровны и два смежных зала) будут закрыты для посещения в связи с монтажом выставки «Косторез Яков Серяков», которая откроется 6 июня в 16:00. Приносим извинения за доставленные неудобства.



Бесплатный аудиогид по акварельному рисунку на выставке Николай I.

Текст читает Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII - начала XX века.
Аудиогид доступен в приложении izi.travel. Надо запросить в строке поиска "Михайловский замок" или просто перейти по ссылке на нашем сайте.

На портале "Виртуальный Русский музей" опубликован  виртуальный тур по выставке из цикла "Сага о династии Романовых" - "Николай I".Помимо залов экспозиции и произведений, представленных в высоком качестве и сопровождаемых аннотациями, в состав виртуального тура вошли 4 видеозаписи лекций, которые прошли в Центре мультимедиа и были приурочены к выставке.

Ссылка на тур 






Джордж Доу. Портрет великого князя Николая Павловича. 1823. Холст, масло. 93,7 х 72,4. ГМИИ Неизвестный художник. Портрет императора Николая I в австрийском мундире. Конец 1840-х — начало 1850-х. Холст, масло. 128 х 80. ГИМ Федор Толстой. Портрет Николая I. 1857. Мрамор. 127 х 86 х 74. ГРМ Луи Ле Бретон. Битва на Малаховом кургане в сентябре 1855 года. Не ранее 1855. Бумага, хромолитография. И.: 18,8 х 28,7. Л.: 25,1 х 32,4. ГРМ Петр Соколов. Портрет графа А. Х. Бенкендорфа. Начало 1840-х. Картон, акварель, белила, местами лак. 43,9 х 34,5. ГРМ Джордж Доу. Портрет великой княгини Александры Федоровны с детьми. 1826. Холст, масло. 277 х 187. ГЭ Василий Садовников. Открытие памятника Николаю I в Санкт-Петербурге. 1859. Бумага, акварель, гуашь, местами лак. 28,9 х 22,7. ГРМ

Выставки
Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны

Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны

1 июня—23 сентября 2024

Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.

Заказать билеты

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ценность представляют десять сохранившихся портретов, которые будут представлены на выставке из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина, художественных музеев Твери и Рыбинска.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее