ENG
Филиалы:

От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века

К.П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой на балконе. 1833–1835. Картон тонкий, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. Фрагмент.
12 октября 2023—26 февраля 2024

Выставка «От Ореста Кипренского до Павла Федотова» знакомит зрителя с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея. На экспозиции представлены около ста произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами.

В натурных штудиях и эскизах исторических композиций начала XIX века в полной мере проявился высокий уровень мастерства русской академической школы. Яркие, контрастные акценты света и тени, стремительность карандашных линий и штриховка рождают ощущение спонтанности возникновения образа, его полноты и цельности. Они позволяют составить более достоверное и полное, по сравнению только с картинами, представление о творческом пути и наследии многих художников, таких как Алексей Егоров или Василий Шебуев, Орест Кипренский, Карл Брюллов и других.

Жанровое многообразие, свойственное графике, наиболее полно воплотилось в рисунках Александра Орловского. Этот художник одинаково увлеченно работал над портретами и пейзажами, бытовыми и батальными сценами, карикатурами и шаржами. С портретами Орловского контрастируют произведения Кипренского, виртуозно исполненные и построенные на тончайших нюансах мягких линий и штриховки итальянского карандаша. Среди них особое место занимают изображения участников Отечественной войны 1812 года.

Художники следующего поколения много работали акварелью. Для братьев Александра и Карла Брюлловых акварель стала идеальным воплощением творческих интересов и поисков. Парадные и камерные портреты, жанровые композиции, часто наполненные юмором, а также их итальянские пейзажи, в которых вполне узнается «авторский почерк», относятся к самым значительным явлениям в истории русской акварели.
Увлечение «итальянским жанром» не миновал и Александр Иванов. Акварели «Жених, покупающий кольцо для невесты», «Ave Maria», «Октябрьский праздник в Риме» входят в цикл работ, исполненных в годы пребывания в Италии.
Историю русского рисунка и акварели первой половины XIX столетия завершает творчество Павла Федотова. Как жанрист он сосредоточился на сюжетах из русской жизни, расширяя привычный ранее круг персонажей, внося нотки сатиры и пронзительного трагизма.

За рамками выставки остались тысячи произведений и десятки имен художников, и в будущем возможны новые экспозиции и новые открытия для знатоков и любителей старого искусства.

Возрастное ограничение: 16+

К.П. Брюллов. Сон бабушки и внучки. 1829. Бумага на картоне, акварель, бронзовая краска, лак О.А. Кипренский. Портрет А.Р. Томилова (1779–1848) в форме ополченца. 1813. Бумага, итальянский карандаш А.О. Орловский. Голова лошади. 1807. Бумага, бистр, перо П.Ф. Соколов. Портрет графини Е.Т. Разумовской (1790–1818). 1817. Бумага, итальянский карандаш, белила, сангина П.А. Федотов. Автопортрет и другие наброски. 1846–1847. Бумага, графитный карандаш

Выставки
Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

31 июля—15 сентября 2024

Экспозиция приурочена к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и первому из перекрестных годов культуры России и Китая. Выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна, которого называют «послом счастливой каллиграфии», призвана познакомить российского зрителя с этим древним искусством, являющимся важной составляющей традиционной духовной культуры Китая.

Заказать билеты

Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны

Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны

1 июня—23 сентября 2024

Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее