19 мая 2021 года парадные залы в Михайловском замке открылись после масштабной реставрации. С 31 августа 1951 года помещения бывших парадных залов императора Павла I в Михайловском замке были переданы Центральной военно-морской библиотеке для размещения книжных фондов. ЦВМБ занимала на территории филиала Русского музея «Михайловский замок» помещения общей площадью 2231 кв. м, располагалась в лучших парадных залах бывшей резиденции императора Павла I.
ЦВМБ была основана в 1799 году. На сегодняшний день ее фонды насчитывают около 1 200 000 единиц хранения, в том числе около 30 % дореволюционных изданий XVIII – XIX веков, являющихся библиографической редкостью. Окончательное решение о переезде библиотеки в феврале 2018 года было принято при содействии министра культуры РФ В.Р. Мединского. Переезд всех фондов библиотеки был осуществлен силами Главного командования Военно-Морского флота в течение одного месяца. Сразу после переезда библиотеки Русский музей начал реставрацию залов.
Большой Тронный зал
Большой Тронный зал императора Павла I в Михайловском замке был создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820). Однако, в связи с кратковременностью пребывания государя в замке, официальные церемонии и парадные аудиенции при Павле I в зале не проводились.
Во времена Павла I стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём, а в глубине длинного двусветного пространства ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступенек.
В центре потолка находился живописный плафон из двух частей, написанный на холсте итальянским художником Джузеппе Валериани [1708(?) – 1761], представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы». Перекрытие зала оформляла богатая лепнина.
Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями были установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен.
В марте 1801 года, на следующий день после гибели Павла I, императорская семья покинула замок, и впоследствии здание было передано в ведение Гоф-Интендантской конторы. В ноябре того же года личным указанием Александра I в здании была выделена квартира для проживания инженер-генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В число помещений, занятых им, вошёл и бывший Большой Тронный зал, где разместилась уникальная библиотека генерала, впоследствии пополнившая фонды Императорской публичной библиотеки.
Роскошное, шитое золотом бархатное убранство стен в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец).
В 1820-х годах, после переселения в здание Главного Инженерного училища, в зале разместился Архив Инженерного департамента, для нужд которого были изготовлены двухъярусные книжные шкафы, разместившиеся вдоль северной стены помещения. Шкафы сохранились до настоящего времени.
В 1957 году бывший Большой Тронный зал вошел в состав помещений, предоставленных въехавшей в здание Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок лишь в 2018 году.
В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Большого Тронного зала Павла I с воссозданием бархатного убранства стен, изготовленного по историческим образцам в Париже, на ткацкой мануфактуре, имеющей традиции шелкопрядения XVIII-XIX вв. (цвет приближен к характерным цветам конца XVIII в.). Отреставрированы два потолочных плафона, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком и воссозданы недостающие. По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. В нишах над дверями установлены копии бюстов императоров, упомянутых в описях дворца. Проведена тщательная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы, с воссозданием утрат. Отреставрирована люстра XIX века, воссозданы золоченые бронзовые бра на стенах зала и на печи. В дальнейшем предполагается исполнение точной копии трона императора Павла I.
Воскресенский зал
Воскресенский зал Михайловского замка (другие названия – Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Огромное по размерам, двусветное, прямоугольное в плане помещение, созданное в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820), предназначалось для проведения балов в дни праздников, а также официальных приемов, на которые собирались иностранные послы и министры.
Здесь в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело почившего императора Павла I.
При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым с темными пятнами искусственным мрамором. В специально подготовленных нишах размещались большие живописные полотна исторического содержания, запечатлевшие знаковые события российской истории. Всего картин было шесть: «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» [художник Джон Август Аткинсон (1775-не ранее 1831), ГТГ], «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» [художник Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823), ГРМ], «Полтавская баталия» [художник Василий Козьмич Шебуев (1777-1855), местонахождение неизвестно], «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» [художник Василий Петрович Причетников (1767-1809), местонахождение неизвестно]. Сюжеты картин были определены лично императором Павлом I.
Перекрытие зала украшал плафон аллегорического содержания. У торцевых стен размещались камины, выполненные из серого мрамора «на шести дорических колоннах». Зал освещался четырьмя большими бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. В настоящее время один из сохранившихся фонарей Воскресенского зала размещен в Тронном зале Павловского дворца.
После выезда из замка императорской семьи зал использовали под склад, где хранились «астрономические инструменты». В 1819 году здесь разместили канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ. После переезда в 1820-х годах в Михайловский замок Главного Инженерного училища, - расположилось Управление Инженерного департамента.
В начале XX века этот зал над Воскресенскими воротами использовали «для занятий юнкеров». В начале 1950-х годов он стал «физкультурным» для курсантов училища им. Ф.Э. Дзержинского, факультеты которого размещались в это время в Инженерном замке. Позднее, в 1960-е годы, зал переоборудовали под книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки, которая покинула здание лишь в 2018 году.
В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Воскресенского зала, находившегося до этого в аварийном состоянии. В процессе реставрации воссоздан плафон времени размещения в нем Инженерного училища, восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссозданы камины на торцевых стенах, возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранящиеся в ГРМ. Картины, написанные для Воскресенского зала Дж.-А. Аткинсоном, принадлежат Государственной Третьяковской галерее. В настоящее время они находятся на реставрации. Представление о них дают специально подготовленные воспроизведения с оригиналов.
Галерея арабесок Михайловского замка
Интерьер Галереи арабесок Михайловского замка создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820) в подражание знаменитым Лоджиям Рафаэля в Ватикане. Галерея входила в состав парадных апартаментов императора Павла I и была одним из самых нарядных и эффектных помещений дворца.
После гибели Павла I и выезда из замка императорской семьи, первоначальное убранство Галереи было утрачено. При вселении в 1822 году в бывший императорский дворец Главного Инженерного училища в этом зале расположилась Чертежная, стены которой были покрашены светло-зеленой краской.
В 1843 году по проекту архитекторов Таманского П.И. и Нечогина, служивших в Инженерном департаменте, пять ниш продольной стены, в которых прежде помещались статуи, были превращены в окна.
Данная ситуация сохранялась в бывшей Галерее арабесок в течение века. В 1960-х годах здесь разместился читальный зал Центральной военно-морской библиотеки, въехавшей в здание. В это время на месте центрального окна продольной стены был устроен дверной проем.
При Павле I пространство Галереи делилось на семь частей с одним окном в каждой шестью подпружными арками, повторяя архитектурное построение Лоджий в Риме. Однако в отличие от них в петербургской постройке стена Галереи, противоположная окнам, имела пять полуциркульных ниш для установки статуй. Скульптуры были скопированы в Риме с античных оригиналов. В настоящее время две из них: «Аполлино» и «Германик» находятся в Государственном Эрмитаже, местонахождение остальных статуй неизвестно.
Перекрытие и стены зала во времена Павла I были расписаны художниками итальянского происхождения Антонио Виги и Пьетро Скотти, приглашенными В. Бренной и надолго оставшимися в России.
В 2019-2020 годах произведена первая очередь восстановительных работ в Галерее арабесок с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой дверей, размещающихся в торцевых стенах, со вставкой зеркальных стекол, воссозданием обнаруженного искусственного мрамора на пилястрах, ложных окон с зеркалами. В настоящее время ведутся дополнительные проектно-исследовательские работы по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей.
Покои камер-фрейлины А.С. Протасовой
Помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящие окнами в сторону реки Фонтанки, занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Степановна Протасова (1745-1826).
Расположение отведенных А.С. Протасовой комнат, в состав которых входили: Гостиная, Спальня, Диванная, Столовая и другие, носило анфиладный характер. Интерьерам были свойственны камерность и лаконичность архитектурного решения: потолки были расписаны орнаментами, а стены, в основном, затянуты ткаными обоями.
В начале XIX века, после выезда из замка императорской семьи, покои камер-фрейлины вплоть до 1817 года входили в состав помещений, отведенных для проживания генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В комнатах Протасовой он разместил свою обширную коллекцию западноевропейской живописи.
При передаче в 1822 году здания Инженерному ведомству бывшие покои камер-фрейлины переоборудовали в модельные комнаты Инженерного училища, где были выставлены макеты крепостей, являвшиеся учебными пособиями для юнкеров. Для удобства их размещения часть поперечных стен комнат в 1843 году была разобрана, первоначальная отделка интерьеров была утрачена. В таком виде помещения просуществовали более ста лет.
В конце 1950-х годов они были переданы переведенной в замок Центральной военно-морской библиотеке. Здесь разместился фонд редкой книги. Покинула библиотека здание в 2018 году.
Реставрация бывших покоев камер-фрейлины А.С. Протасовой проведена в 2019-2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия.
Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
9 августа—4 ноября 2024
Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, РОСФОТО и Тверской областной картинной галереи. В ряду с работами Григория Cороки представлены картины его современников венециановского круга.
Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна
31 июля—15 сентября 2024
Экспозиция приурочена к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и первому из перекрестных годов культуры России и Китая. Выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна, которого называют «послом счастливой каллиграфии», призвана познакомить российского зрителя с этим древним искусством, являющимся важной составляющей традиционной духовной культуры Китая.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея