ENG
Филиалы:

Рисунки и акварели передвижников

И.И. Левитан. Пасека. 1887. Papier-pelle, акварель, белила, карандаш графитный
21 марта—8 июля 2024

В залах выставки «Рисунки и акварели передвижников» можно увидеть графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870–1923), так и художниками младшего поколения.

ТПХВ объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время отмечено необычайным подъемом духа, породившим в литературе Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, в музыке П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского, а в изобразительном искусстве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского. Именно эти художники составили стержень передвижничества.

В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Особенно показательны такие работы, как «Интеллигент (Портрет Чагина из Чугуева)» И.Е. Репина, «Портрет молодой женщины» Н.А. Ярошенко, «Крестьянин Игнатий Пирогов» И.Н. Крамского. В портретных работах 1880-х годов, при сохранении психологизма и типизации, заметна тенденция акцентировать саму подачу образа, чтобы отчетливее выразить авторское отношение к модели. В портрете «Художника Н.Н. Дубовского» И.Е. Репина изображенный предстает как бы выхваченным из потока времени.

Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия. Пейзажи К.Ф. Гуна, В.М. Максимова 1870-х годов трогательны искренней увлеченностью скромными мотивами, поражают мастерством исполнения. Виртуозные пейзажные рисунки И.И. Шишкина по значимости не уступают его картинам. В 1880-х годах изображение природы приобретает новые черты. Описательный характер уступает место более обобщенной трактовке. Пейзаж, сохраняя реалистические черты, становится поводом для выражения авторского чувства, наполняется лиризмом, поэтичностью. В большей степени это относится к акварелям Левитана.

В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр. В красочных акварелях В.Е. Маковского 1870-х годов тонкие наблюдения над человеческими характерами предстают в полных юмора сценках с развёрнутым сюжетом. Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В.М. Максимов, Н.П. Загорский, а также И.Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу.

В 1890-е годы в живописных и графических произведениях передвижников всё отчетливее проявлялось новое направление, в котором обобщенность, этюдность в трактовке произведения превалировала над повествовательностью и законченностью. В состав ТПХВ были приняты лишь немногие из молодых художников, приверженных новому направлению, большинство из них участвовали в выставках Товарищества на правах экспонентов. К ним относятся Е.Д. Поленова, Н.Н. Гриценко. Их акварели контрастируют с пейзажными рисунками и акварелями 1890-х годов А.К. Саврасова, Г.Г. Мясоедова, А.П. Боголюбова и знаменуют собой завершающий этап истории передвижничества.

Графические работы передвижников дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились событиями в жизни общества.

Возрастное ограничение: 0+

Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, СВЕЗА-Лес, туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».

Лого. Северсталь.jpgлого Доброта Севера для отдела координации научной работы.jpgЛого. Силовые машины.jpg

Лого. Лента.jpgЛого. Нордголд.jpgЛого. Свеза.jpg

   Лого Fun&Sun.jpg               Скандинавия_лого (1).jpg

И.Н. Крамской. Портрет жены художника С.Н. Крамской. Бумага желтоватая, соус К.В. Лемох. Девочка с корзинкой. 1886. Бумага, акварель И.Е. Репин. Портрет Марии Ивановны Лахтиной в замужестве Арцыбушевой (1859–1919). Бумага, карандаш графитный В.В. Переплетчиков. Зима. 1896. Бумага, акварель И.И. Шишкин. Лес. 1874. Бумага, тушь, перо

Выставки
От Петра Великого до Елизаветы Петровны

От Петра Великого до Елизаветы Петровны

1 июня—23 сентября 2024

Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.

Заказать билеты

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ценность представляют одиннадцать сохранившихся портретов, которые будут представлены на выставке из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина, художественных музеев Твери, Рыбинска и Национального художественного музея Республики Беларусь.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее