ENG
Филиалы:

Шенберг и художники русского авангарда

8 июля 1999—30 сентября 1999

Выставка была посвящена 125-летию со дня рождения Арнольда Шенберга. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Русского музея, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга из Фонда Шенберга (Вена, Австрия). На выставке, кроме живописных и графических произведений, можно было познакомиться с редкими документами - фрагментами теоретических работ В.Кандинского и его переписки с А.Шенбергом. В концепции выставки реализуется идея, существо которой можно сформулировать как «музыка цвета, ритм и пространство».

Музыка цвета - для многих художников русского авангарда эти слова не были просто поэтической метафорой. Поиски аналогий, сравнение средств различных искусств естественно проистекали из идеи синтеза, которая лежала в основе многих экспериментов русского авангарда. Крупнейшим «цветомузыкальным» новатором в истории мирового искусства был, безусловно, В.Кандинский. Однако, его эксперименты уже имели свои традиции - начало их можно найти в творчестве А.Скрябина. Позднее немало современников Кандинского в той или иной степени касались сходных проблем и в своем творчестве, и в теоретических трудах. Нельзя не вспомнить Н.Кульбина, благодаря усилиям которого идеи Кандинского популяризовались в России; художника и композитора М.Матюшина; В.Баранова-Россине - оригинального живописца, который, развивая идеи Скрябина, создал «оптофон» (тип «цветового пианино»). Среди художников русского авангарда было немало музыкантов. В.Кандинский играл на фортепиано, Н. Кульбин был профессиональным скрипачем, М.Матюшин - композитором, В.Баранов-Россине - музыкантом, композитором, инженером музыкальных инструментов.

Большое место в экспозиции отведено творчеству выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его творчество занимает особое и значительное место в музыкальной культуре XX века. Шенберг - единственный из крупных музыкантов Европы, которому удалось создать композиторскую школу. Среди многочисленных учеников авторы значительных произведений - Антон Веберн, Альбан Берг и Эрнст Кшенек.

Арнольд Шенберг родился 13 сентября 1874 г., в Вене. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. В течении нескольких месяцев Арнольд брал уроки контрапункта у Цемлинского, в остальном он продолжал оставаться самоучкой. Исполнение первых песенных опусов молодого композитора относится к 1898 г. и сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего творчества Шенберга.

Шенберг разносторонне одаренная натура - поэт (его перу принадлежат тексты драмы «Счастливая рука», «Библейский путь», текст оперы «Моисей и Аарон» оратории «Лестница Иакова», много стихотворений, сатир, положенных на музыку), крупный ученый - теоретик музыки. Кроме того, Шенберг - художник, его картины с 1901 года неоднократно появлялись на выставках. «Автопортрет», «Портрет дамы», «Видения» были удостоены вниманием В.Кандинского. Этим работам были посвящены две статьи в сборнике «Синий всадник», вышедшем в Мюнхене в 1912 году. Репродукции картин Шенберга печатались в том же журнале. Имя Шенберга и его произведения (как музыкальные, так и живописные) были хорошо знакомы в России конца 1900-х - начала 1910-х годов. Шенберг дружил и состоял в переписке с В.Кандинским. В 1913 году композитор приезжал в Петербург и был восторженно встречен публикой, музыкантами и художниками.

Нынешняя выставка и программа концертов, организованные благодаря помощи и поддержке Министерства иностранных дел Австрии, Фонда Шенберга и музыкального коллектива «Венский мадригальный хор», стали подлинным возвращением Арнольда Шенберга в Петербург.


Выставки
Лев Юдин: «сказать – свое...»

Лев Юдин: «сказать – свое...»

13 мая—28 июня 2021

Лев Юдин известен сегодня благодаря принадлежности к кругу Малевича, однако он заслужил и собственное место в истории: он вырос в самостоятельного, глубокого и разностороннего мастера. В экспозиции нашли отражение все периоды развития художника: кубистические и супрематические опыты, «странная» и гротескная графика конца 1920-х – начала 1930-х, пластический реализм живописных натюрмортов и пейзажей второй половины 1930-х и свободный, раскрепощенный рисунок предвоенных лет.

Художественное наследие семьи Клодтов

Художественное наследие семьи Клодтов

23 декабря 2020—12 апреля 2021

Петр Клодт фон Юргенсбург (1805–1867) – прославленный скульптор-анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту, получивший широкую известность в России и за рубежом. Петр Клодт стал основателем крупной художественной династии, творческое наследие которой впервые представлено в рамках большой выставки.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт