27 ноября 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения живописца Григория Васильева, более известного по прозвищу Сорока. Он был крепостным у помещиков Милюковых, проживавших в имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Неподалёку, в имении Сафонково, обосновался академик живописи Алексей Венецианов, известный своими подвижническими трудами в деле обучения молодых художников. Григорий Сорока стал одним из последних дорогих его сердцу учеников. К сожалению, пользоваться советами и покровительством Венецианова Григорию довелось недолго – с 1843 по 1847 гг. После гибели учителя он продолжил зарабатывать на жизнь художеством, однако большинство его произведений с течением времени утратили авторство и растворились в потоке безымянных работ венециановского круга.
Основная часть творческого наследия Григория Сороки находится в фондах Русского музея. Здесь, в 1975 году, была организована первая персональная выставка крепостного художника. За прошедшие полвека перечень его работ существенно изменился: отведены безосновательно приписывавшиеся произведения, найдены считавшиеся утраченными живописная картина «Вид на усадьбу Островки» (ТОКГ) и графическая работа «Портрет А.К.Богданова» (ГРМ), обнаружены неизвестные ранее рисунок Лидии Милюковой (РОСФОТО) и подписная икона «Св. великомученица Варвара» (частное собрание), опубликованы документы, свидетельствующие об иконописной деятельности Сороки.
Самыми ранними произведениями художника на выставке являются рисунки из карманного альбома, на страницах которого в 1842 году он нарисовал полтора десятка крестьянских портретов. Главными моделями живописных работ Григория Сороки были члены семьи Милюковых. На выставке портреты демонстрируются расчищенными от поздних записей и следов любительской реставрации. Портрет пожилого Венецианова, с которого в начале ХХ века начиналось «открытие» имени крепостного художника, представлен на выставке в трёх вариантах.
Большинство пейзажей Григория Сороки изображают виды имения Островки и берегов озера Молдино, рядом с которыми прошла практически вся жизнь художника. Лучшими из его работ можно считать сюиту с видами на имение Спасское-Лепёхино, принадлежавшего родственникам Милюковых и расположенного в Тамбовской губернии, за 700 вёрст от озера Молдино.
Нынешняя выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, РОСФОТО и Тверской областной картинной галереи. В ряду с работами Cороки представлены картины его современников венециановского круга – Фёдора Славянского, Лавра Плахова, Михаила Эрасси, а также литографии – аналоги образцов для копирования иконописцами в первой половине XIX века.
20 декабря 2024—17 марта 2025
На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.
Русская академическая живопись второй половины XVIII – первой половины XIX века
5 декабря 2024—31 мая 2025
Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. На выставке в Михайловском замке посетители смогут увидеть знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея