Изобретение гравюры на металле ознаменовало начало целой эпохи в истории гравировального искусства благодаря ее богатому художественному и техническому потенциалу. Гравюра как изображение, отпечатанное на бумаге (реже - на ткани или коже), известна Западной Европе с XV века. В России же она появляется почти два века спустя - в середине XVII столетия. Термин «гравюра» происходит от французского gravure и немецкого graben - копать или французского graver - вырезать, создавать рельеф. Определение «гравюра на металле» относится к целой группе техник глубокой печати. Их объединяет то, что в качестве клише - формы для печати, используют металлические пластины (медь, сталь, цинк). Однако технический процесс и, главное, изобразительные особенности и возможности этих техник весьма разнообразны и специфичны. В основе гравирования на металле лежит принцип печати, суть которого заключается в том, что линии рисунка вырезаются, вынимаются из поверхности доски специальными инструментами и представляют собой углубленные бороздки, в которые и забивается краска.
Гравюре принадлежало важное место в отечественном искусстве вплоть до начала XX века, когда в российском обществе существовала потребность в тиражных воспроизведениях с различных изобразительных оригиналов. Однако история развития и особенности гравюры на металле до сих пор мало известны широкому зрителю. Выставка впервые столь полно и многогранно представит этот вид искусства и многообразие его техник на примере произведений XVII-XIX веков из собрания Русского музея. Также экспонируются доски и инструменты, которые использовались художниками в процессе создания гравюр.
От Петра Великого до Елизаветы Петровны
1 июня—23 сентября 2024
Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.
«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
26 апреля—1 июля 2024
И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ценность представляют одиннадцать сохранившихся портретов, которые будут представлены на выставке из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина, художественных музеев Твери, Рыбинска и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея