«Рисунок и акварель в России. Вторая половина Х1Х века» — третья выставка проекта Государственного Русского музея «Три века русского рисунка», целью которого является показ шедевров отечественного рисунка ХУШ-ХХ веков. Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено около 130 произведений шестидесяти пяти художников. Некоторые листы экспонируются впервые.
Графическое искусство II-ой половины ХIХ века отличается полнотой жанров, разнообразием направлений, высочайшей художественностью языка. На протяжении полустолетия оно интенсивно развивалось и к началу ХХ века обрело небывалую прежде самостоятельность, обособившись от живописи и в специализации коллекций, и как выставочный экспонат. Меняясь на этом длинном пути, оно сохраняло существенную особенность, присущую искусству именно этого периода — социальную значимость, было участником общественной жизни. Даже лирическое переживание природы окрашивалось не в индивидуальные тона, отличающие мир частного человека, а приоткрывало те горизонты, где человек неотделим от человечества. Таким представляется пейзаж в трактовке и А.К.Саврасова, и Ф.А.Васильева, и И.И.Левитана. Произведения художников, как и прежде, украшали стены гостиных, но в отличие от предшествующего периода теперь нормой сделалось демонстрирование станковых рисунков и акварелей на выставках среди живописных работ. А выставки становились важными событиями общественной жизни, широко освещались в печати, порождали острые дискуссии. Число их постепенно росло. В столичном Петербурге поначалу они устраивались лишь раз в году в Академии художеств и время от времени в Обществе поощрения художников. С 1871 года к ним присоединяются ежегодные экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок. А спустя десять-пятнадцать лет начинается выставочный бум, и среди множества выставок появляются сугубо графические — «Blanc et noir», свою продукцию ежегодно предлагает зрителям «Общество русских акварелистов». Рисунок лежал в основе академического обучения, создавая фундамент высокого профессионализма. Все прославленные живописцы, будь то пейзажист И. И. Шишкин, портретист И. Н. Крамской или жанрист В. Е. Маковский в равной мере были графиками. Графические произведения, представленные на выставке, воссоздают образ эпохи, одушевленной творчеством Чайковского и Мусоргского, Толстого и Достоевского, Репина и Сурикова, Шишкина и Левитана.
От Петра Великого до Елизаветы Петровны
1 июня—23 сентября 2024
Уникальная по масштабу экспозиция охватывает период от кончины Петра Великого до вступления на престол его дочери Елизаветы Петровны (1725–1742 гг.). Главные события внутрироссийской жизни эпохи борьбы за петровское наследие, показанные на материале из коллекций 21 музея, включая Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковскую галерею, Музей истории Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Архангельское» и других.
«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
26 апреля—1 июля 2024
И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ценность представляют одиннадцать сохранившихся портретов, которые будут представлены на выставке из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина, художественных музеев Твери, Рыбинска и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея