На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.
Понедельник | 10:00—18:00 |
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают по понедельникам до 20:00 | |
Вторник | Выходной день |
Среда | 10:00—18:00 |
Четверг | 10:00—18:00 |
Пятница | 10:00—18:00 |
Суббота | 10:00—18:00 |
Воскресенье | 10:00—18:00 |
31 декабря и 1 января музей закрыт.
Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2
Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
4 декабря 2024—4 декабря 2024
Русский музей предоставляет посетителям великолепную возможность увидеть выдающиеся произведения академической живописи конца XVIII - первой половины XIX века, перемещенные из основной экспозиции Михайловского дворца на время юбилейной выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в бывшие Константиновские покои Михайловского (Инженерного) замка. Перед зрителями предстанут как знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других великих мастеров отечественного искусства, так и редко экспонируемые произведения художников академического направления из фондов Русского музея.
Увидеть хрестоматийные шедевры коллекции Русского музея в интерьерах Михайловского (Инженерного) замка можно уже с 5 декабря.
Вторая половина XVIII - первая половина XIX столетия стала «золотым веком» российского академического художественного образования. В эту эпоху в стенах Академии художеств обучались и преподавали прославленные мастера, работавшие в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа. Именно им было суждено вывести русскую живопись на качественно новый уровень, сделать ее неотъемлемой частью мирового художественного процесса. Имена Ореста Кипренского, Александра Иванова, Федора Бруни стали известны далеко за пределами России.
Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. Традиционные со времен самых первых европейских Академий, сюжеты из Библии и Евангелия, мифологии и истории, деяния великих правителей предоставляли живописцам широкие возможности для демонстрации своего выдающегося мастерства. Особое место принадлежало, конечно же, сюжетам из отечественной истории.
Михайловский (Инженерный) замок – памятник архитектуры XVIII – XIX веков, в создании и оформлении которого принимали участие многие воспитанники Академии художеств. Именно в его залах предстанут подлинные шедевры академического искусства второй половины XVIII – первой половины XIX века. Среди них – являющиеся визитными карточками собрания Русского музея «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797) Григория Угрюмова, «Портрет князя Александра Куракина» (1799) Владимира Боровиковского, «Портрет Евграфа Давыдова» (1809) Ореста Кипренского, «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824)«Явление Христа Марии Магдалине» (1835)
В академической среде главенствующее положение всегда занимал исторический жанр. Художники обращались к темам из античной истории, однако, чаще всего воспроизводили в качестве программ события отечественного прошлого. В экспозиции можно увидеть знаменитые патриотические полотна, основанные на сюжетах из славной русской истории, среди которых «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (около 1810-х) и «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» (1812) «Марфа Посадница» (1808) Дмитрия Иванова. В этих картинах художники не только обращались к иллюстрации истории Родины, но откликались и на актуальные события. К примеру, полотно Михаила Тихонова «Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году» (1813) создано на современный художнику сюжет.
Античная мифология служила неисчерпаемым источником тем для художников-академистов. По классическим канонам в конце XVIII – начале XIX века создавались великолепные полотна, среди которых украшающие экспозицию «Меркурий и Аргус» (1776) «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» (1821)
Подлинных высот мастерства достигли академисты в изображении библейских и евангельских сюжетов. Свидетельством тому, например, представленная в экспозиции картина «Сусанна и старцы» (1831) – вершина творчества Григория Лапченко. Значительнейшей фигурой в ряду живописцев первой половины XIX века является Александр Иванов. В последнем зале экспозиции представлены крупнейшие достижения его творческого гения – «Явление Христа Марии Магдалине» (1835) и «Явление Христа народу» (1836 - не позднее 1855). К последнему полотну художник создал множество демонстрируемых вместе с ним этюдов и эскизов, представляющих огромную ценность и как самостоятельные произведения.
Отдельные залы отведены для показа произведений двух крупнейших портретистов своего времени – Владимира Боровиковского и Ореста Кипренского. В творчестве Боровиковского высшей точки развития достиг на рубеже XVIII и XIX веков русский парадный портрет («Портрет Павла I», 1800). Образцом семейного портрета эпохи классицизма является изображение графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой (1803) кисти Боровиковского.
Орест Кипренский – величайший мастер портрета романтической эпохи. Символом романтического героя стал созданный им образ гусарского полковника Евграфа Давыдова (1809). К шедеврам искусства Кипренского принадлежат портреты Екатерины Авдулиной (1822-1823) и скульптора Бертеля Торвальдсена (1833).
В зале пейзажа можно увидеть, в частности, блистательные творения Сильвестра Щедрина, по праву считавшегося новатором не только в русском, но и европейском искусстве, одним из первых, кто серьезно заинтересовался проблемами пленэра в живописи.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея