Выставка проходит в рамках международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», организованного Государственной академической филармонией им. Д.Д.Шостаковича и Государственным Русским музеем при поддержке Администрации Санкт-Петербурга и Гранд Отеля Европа.
Появившись в России при Петре I, балы в XVIII веке имели несомненное государственное значение. Утверждение новой столицы на берегах Невы во многом происходило через аллегории торжественных празднеств эпохи барокко с обязательными фейерверками и маскарадами. Блестящие императорские балы с их строгим этикетом и пышным убранством залов и позднее служили прославлению империи, поражая роскошью иностранных гостей. Увлечение балами захватило самые разные слои общества не только в столице, но и в провинции. Особенной популярностью пользовались публичные костюмированные балы, устраивавшиеся в подражание знаменитым карнавалам в Риме или в Ницце. На святках, на масляной и пасхальной неделях балы в Петербурге устраивались почти ежедневно. Их проводили Дворянское и Купеческое собрания, Немецкий клуб, польская и французская колонии, различные учебные заведения и благотворительные общества. С середины XIX века танцы и маскарадные сценки с интригой и переодеванием привлекали многих художников, а некоторые из них, как А.Шарлемань или Г.Гагарин, и сами занимались оформлением костюмированных балов или сочинением маскарадных костюмов. На рубеже XIX-XX веков, например, славились Балы художников, все художественное решение которых создавалось студентами Императорской Академии художеств. Композиции программ и пригласительных билетов на эти балы сочиняли граверы Н.Герардов и В.Быстренин, ученики В.Матэ, впоследствии известные художники. Тогда же, на рубеже столетий, появились и знаменитые ретроспективные «маскарады» К.Сомова, вызвавшие множество подражаний. Сама жизнь северной столицы в это время, по воспоминаниям современников, нередко напоминала маскарад.
В развернутой в залах Михайловского дворца экспозиции демонстрируется около ста произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII - начала XX веков из фондов музея, посвященных культуре костюмированных балов и танцевальных вечеров в России. В их числе работы Б.Кустодиева, А.Брюллова, В.Маковского, А.Мартынова, К.Сомова, а также эскизы маскарадных костюмов, афиши и программы балов конца XIX - начала XX века, предметы маскарадного быта - веера, сумочки, порт-букеты и т.п.
«Увидеть невидимое…». К 50-летию отдела технологических исследований Русского музея
14 апреля—13 июня 2022
Выставка посвящена 50-летию отдела технологических исследований Русского музея, благодаря деятельности которого сделаны многие научные открытия в области атрибуции произведений искусства.
Портрет графа Николая Шереметева. Новые открытия
22 июля 2021—20 сентября 2021
Австрийский художник Амерлинг был одним из лучших мастеров детского портрета своего времени. Обнаруженный в Государственном Русском музее портрет маленького графа Николая Дмитриевича Шереметева является пока единственной живописной работой мастера в России. На выставке будут представлены портреты Николая Шереметева, исполненные разными художниками в различных техниках – живопись, миниатюра, скульптура, оригинальная и печатная графика из собрания Государственного Русского музея, Музея-усадьбы «Останкино» (Москва), Государственного исторического музея и из собрания Т. А. Удрас (Москва).
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея