Это первая экспозиция, в столь полном объеме демонстрирующая произведения блистательного живописца и рисовальщика. В ее состав вошло около 150 живописных полотен и 100 рисунков и акварелей из ведущих музейных собраний России и Германии, а также из частных коллекций Франции и Англии.
Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье отставного академика «скульптуры орнаментной на дереве», миниатюриста Павла Ивановича Брюлло. Поступив в 1809 году в Академию художеств, Карл Брюллов оказался значительно сильнее своих сверстников во многих дисциплинах. Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени «со шпагою» и целую пригоршню медалей разного достоинства. В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников, в качестве которых отправились в четырехлетнюю поездку в Италию. Срок пребывания там Карла растянулся на 13 лет. За этот период Брюлловым были созданы замечательные композиции («Итальянское утро», «Вечер», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Полдень», «Вирсавия») и великолепные портреты («Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью», портреты Давыдовой, Демидова, «Портрет Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком», «Всадница»).
В 1830 году художник приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину «Последний день Помпеи». Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург «Помпея» была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века. Осенью 1835 года Брюллова был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После тринадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи. По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном «Осада Пскова». Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем «Последний день Помпеи» произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.
Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова. В 1840-х годах художник много работал над росписями главного купола и парусов Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы на лесах непоправимо подорвали здоровье Брюллова, и в октябре 1847 года он слег на семь месяцев. Весной 1849 года Брюллов уехал за границу и больше в Россию уже не возвращался. Он умер 11 (23) июня 1852 года в итальянском местечке Мончано.
«Увидеть невидимое…». К 50-летию отдела технологических исследований Русского музея
14 апреля—13 июня 2022
Выставка посвящена 50-летию отдела технологических исследований Русского музея, благодаря деятельности которого сделаны многие научные открытия в области атрибуции произведений искусства.
Портрет графа Николая Шереметева. Новые открытия
22 июля 2021—20 сентября 2021
Австрийский художник Амерлинг был одним из лучших мастеров детского портрета своего времени. Обнаруженный в Государственном Русском музее портрет маленького графа Николая Дмитриевича Шереметева является пока единственной живописной работой мастера в России. На выставке будут представлены портреты Николая Шереметева, исполненные разными художниками в различных техниках – живопись, миниатюра, скульптура, оригинальная и печатная графика из собрания Государственного Русского музея, Музея-усадьбы «Останкино» (Москва), Государственного исторического музея и из собрания Т. А. Удрас (Москва).
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея