Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - известный художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры конца XIX столетия. Искусству гравюры В.В.Матэ учился в Рисовальной школе при Обществе Поощрения Художеств у Л.А.Серякова и в Академии художеств у Ф.И.Иордана (с 1875 по 1880 год). Главным направлением деятельности В.В.Матэ-художника было воспроизведение при помощи гравировальных техник картин и рисунков других авторов. Уже в начальный период творчества он осуществил интересный опыт цветного репродуцирования, создав ксилографию с фрагмента картины А.А.Иванова «Явление Христа народу». Работа была выполнена на одной доске, а печать произведена двумя красками - черной и коричневой. Цветовые отношения оригинала при этом переданы с большой точностью. После окончания Академии В.В.Матэ была присуждена серебряная медаль и заграничное пенсионерство. В Париже он брал уроки у знаменитого ксилографа Адольфа Паннемакера, одновременно занимаясь офортом у крупнейшего офортиста своего времени Клода Гальяра. В.В.Матэ скоро стал знаменит.
Вернувшись в Россию, он работал как в ксилографии, так и в офорте, создав огромное число факсимильных воспроизведений картин и рисунков. Эти две техники, ксилографию и офорт, В.В.Матэ преподавал своим ученикам. Педагогическую деятельность он начал в 1884 году в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1894 году его пригласили в качестве профессора на кафедру гравюры Петербургской Академии художеств. Здесь В.В.Матэ фактически возродил искусство гравирования, пришедшее к тому времени в упадок. Он охотно принимал всех, в ком замечал задатки способного мастера гравюры. Он был своеобразным преподавателем: никогда не правил рисунки, однако умел очень точно объяснить ученику, в чем состояла ошибка. В.Д.Фалилеев вспоминал: «Все его указания были обращены ко мне не как к технику - граверу, а как к художнику, постигающему внутреннюю суть гравюры как искусства». Мастерская В.В.Матэ была центром, объединяющим художников, интересующихся судьбами русской графики, и при том не только учащихся Академии, но и зрелых мастеров. Под руководством В.В.Матэ занимались такие известные художники, как И.Е.Репин и приезжавший из Москвы для исполнения живописных заказов В.А.Серов. Многие из учеников В.В.Матэ последовали примеру своего учителя, став художниками - репродукционистами, и достигли на этом поприще значительных результатов. Вместе с тем он воспитал целую плеяду известных мастеров, возродивших оригинальный эстамп в России.
На выставке были представлены работы художников, избравших путь peintre-graveur`а, т.е. гравера-художника. Каждый из них пришел в мастерскую В.В.Матэ, с определенным художественным опытом. Николай Николаевич Герардов (1873-1919) окончил Одесскую рисовальную школу и прежде чем принять решение о переходе (в 1898 году) в гравировальную мастерскую, пять лет обучался на живописном отделении Академии Художеств. Одновременно с Н.Н.Герардовым поступил вольнослушателем к В.В.Матэ выпускник Киевской рисовальной школы Валентин Иванович Быстренин (1872-1944), также несколько лет до этого проучившийся в Академии. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1878-1950) после окончания Киевской школы живописи в 1903 году поступил на живописное отделение Академии Художеств; с 1905 года он обращался к В.В.Матэ за советами, а в 1907 году написал прошение о переводе в его мастерскую. Будущий архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936) не числился в списке учеников В.В.Матэ. Но во время учебы в Академии он совмещал занятия в архитектурной мастерской Л.Н.Бенуа с посещением гравёрного класса, что позволило ему воплотить дипломный проект по архитектуре в серии офортов («Проект курзала на Минеральных водах»).
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955), поступив в 1889 году в училище А.Л.Штиглица, начала занятия с мастерской В.В.Матэ, однако вскоре её покинула, разочаровавшись в репродукционной гравюре. Поучившись в Академии художеств у И.Е.Репина, побывав в известных мастерских Парижа - она вернулась в 1899 году к В.В.Матэ, уже преподававшему в Академии. Каждый из этих художников внес свой значительный вклад в развитие оригинального эстампа. Отказавшись от тоновой гравюры, А.П.Остроумова-Лебедева впервые в России стала использовать в ксилографии цвет. Она делала несколько досок, печатая каждый цвет с новой доски. Проблема цвета в гравюре стала главной и для В.Д.Фалилеева. Он одним из первых в России обратился к новому материалу - линолеуму. На выставке экспонировался первый опыт его использования – «Спящий кучер», где линолеум ещё сочетается с деревом. С именами В.И.Быстренина, Н.Н.Герардова и И.А.Фомина связано возрождение офорта, стремление максимально использовать его изобразительные возможности. Придав офорту монументальность, И.А.Фомин возродил традицию архитекторов прошлого - запечатлевать в эстампах не только свои сооружения, но и их проекты.
Жанровое разнообразие, смелые композиционные решения, тактичное введение цвета характеризуют все произведения, которые были представлены на выставке . Большинство из них исполнены еще во время пребывания авторов в мастерской В.В.Матэ.
Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге
21 апреля—3 июля 2023
Экспозицию Иркутского художественного музея украшает большой живописный портрет Гавриила Романовича Державина (1743–1816). На этикетке, сопровождающей портрет, обозначено имя автора – Сальватор Тончи. В 2023 году, когда иркутскую картину можно было исследовать в Русском музее, сотрудники отдела технико-технологических исследований под верхним слоем живописи обнаружили фрагмент, невидимый глазом, – голову ангела с рукой, совпадающий с изображением на эскизе известного русского живописца Алексея Егорова.
23 февраля—17 апреля 2023
Выставка в Садовом вестибюле Михайловского дворца посвящена восстановлению масштабной картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (215 х 321 см) и оригинальной рамы произведения.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея