12 (23) декабря 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852).
Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами – оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к материальным благам, официальным наградам и почестям, необычайной поведенческой свободой и бесконечной преданностью художническому делу – только он при жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл». Это был воистину гений художества, новатор, Пушкин русской живописи!
Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова – грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) – жемчужина собрания Русского музея, в этом году проходит комплексную реставрацию с тем, чтобы предстать ключевым экспонатом на монографической выставке. При этом «великий Карл» отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций.
Родной стихией Брюллова как живописца был портрет – исполненные его кистью произведения всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, виртуозностью композиционных решений, тонким вкусом колористической разработки.
В жанровых полотнах, исполненных в Италии, в несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном.
В 1830-х – 1840-х годах Брюллов много работал над религиозными темами. Впервые на выставке будет показан запрестольный образ для домовой церкви графа Н.В. Адлерберга «Христос во гробе» (1846, ГРМ), который многими почитается как лучшее и проникновеннейшее произведение Брюллова на религиозную тему. Это – недавнее открытие искусствоведов и безусловная сенсация готовящегося выставочного проекта.
Чрезвычайно богатым и значимым будет раздел, посвященный акварели и рисунку. В этой области Брюллов – безусловный новатор, практически революционер. Именно он, по справедливому мнению многих исследователей, «…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения».
На юбилейной выставке «великого Карла» представлено около 160 полотен его кисти и 200–250 акварелей и рисунков. Кроме того, произведения для выставки предоставили многие российские музеи: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Государственный Эрмитаж, Ивановский областной художественный музей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Тамбовская областная картинная галерея, Ярославский художественный музей, а также собиратели Санкт-Петербурга и Москвы: И.Л. Гришин, В.Б. Кановский, семья Карисаловых, С.А. Подстаницкий, Е.А. Румянцева, Г.Л. Тюхменёв, Т.А. Удрас.
Юбилейная выставка Карла Павловича Брюллова безусловно станет одним из главных событий в художественной жизни Санкт-Петербурга в 2024 году. Ибо впечатление от его работ не бывает «избитым», любая из них впечатляет самого неискушенного зрителя. А опытный и непредвзятый знаток каждый раз заново открывает для себя созданные «великим Карлом» шедевры.
Возрастное ограничение: 6+
Выставка проходит на втором этаже Михайловского дворца.
Информация для посетителей с инвалидностью первой группы и детей-инвалидов на выставке Карла Брюллова
Генеральный спонсор выставки Банк ВТБ.
Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения
21 ноября 2024—31 января 2025
Выставка посвящена Ирине Яковлевне Богуславской (1929–1921) – одному из крупнейших исследователей народного искусства, доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств РСФСР. С 1963-го по 2019-й год И.Я. Богуславская руководила Отделом народного искусства Русского музея. На выставке представлены произведения прикладного искусства, ставшие объектом научных исследований И.Я. Богуславской: предметы крестьянского быта, изделия народных промыслов и др.
30 сентября—11 ноября 2024
На небольшой выставке, приуроченной ко Дню учителя, представлено несколько работ выдающихся русских художников XIX века, посвященных школе.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея