ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / День рождения художника Константина Коровина

День рождения художника Константина Коровина - События

День рождения художника Константина Коровина

5 декабря 2024—5 декабря 2024

Константин Алексеевич Коровин.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года в Москве – умер 11 сентября 1939 года в Париже.

Отец - Алексей Михайлович Коровин, получил университетское образование. Мать - Аполлинария Волкова, дворянка. Дед - Михаил Емельянович Коровин, старообрядец, купец первой гильдии, владел почтовым трактом. Старший брат - Сергей Коровин, художник. В Москве семья жила в Дурном переулке близ Таганской площади. После банкротства отца в отрочестве Коровин переехал в Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием. В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешел на отделение живописи. 

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, В. Г. Перова, В. Д. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918). Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ "Мир искусства" (с 1899), "Союз русских художников" (с 1903). 

Благодаря художнику Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. 
В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке».

В 1900 году русские художники приняли участие в грандиозном смотре на Всемирной выставке в Париже. С неорусским стилем европейская публика смогла познакомиться в Кустарном павильоне – выставочном комплексе, который был построен Ильей Бондаренко по проекту Константина Коровина с участием Александра Головина.

После успеха на Нижегородской выставке художник приобрел у Мамонтова земельный участок в пустоши Ратухино на берегу реки Нерль во Владимирской губернии, известный как деревня Охотино. Деревянный дом с террасой с видом на реку стал своего рода местом силы для Коровина. Там им было написано множество картин и этюдов с натуры, портретов, на которых запечатлены его друзья и знакомые. Частыми гостями были Валентин Серов и Федор Шаляпин. Последнему Коровин в 1905 году продал часть территории, прилегающей к дому, там была построена дача оперного артиста. Они по-соседски заходили друг к другу, часто отправлялись вместе на охоту или рыбалку.

Коровин оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. С 1910 – главный декоратор Московских императорских театров. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, а также для спектаклей: «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909) и другие. В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским создал декорации к знаменитой опере «Жизнь за царя». Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.
Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду — туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.

Значительное место в творчестве Коровина было отдано Крыму, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф. Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноимённому роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. 

Важное место в творчестве Константина Коровина занимал и Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.

С 1917 Коровин активно участвовал в общественной жизни Советской России и входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью. В 1918–1919гг. преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения жены и сына, и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже, но работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. 

Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года и был похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.

Cемья:

Анна Фидлер - жена художника. На Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, Коровин женился в 1897 году, незадолго до рождения их второго сына Алексея. Вскоре после этого он купил имение в Охотино, Владимирской губернии. По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой. 

Алексей Коровин - сын художника. Художественное образование получил под руководством отца. Учился в гимназии в Москве. Уже в раннем возрасте был хорошо знаком с театрально-декорационным искусством. В 1918 стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918 и 1921. В 1920 экспонировал свои работы в XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Москве.  В 16 лет он попал под трамвай, в результате аварии лишился стопы. С тех пор его жизнь превратилась в череду депрессий с попытками суицида. В конце концов, уже после смерти отца, одну из этих попыток он доведет до конца. В 1923 вместе с родителями эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920-х работал оформителем в различных кабаре, занимался сценографией под руководством отца. В частности, создал костюмы и декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для частной оперы М. Н. Кузнецовой (постановка осуществлена в 1929 в Театре Елисейских полей в Париже). Писал также пейзажи Парижа и окрестностей. Алексей Коровин в течение всей жизни находился под влиянием творчества отца, стремился подражать его манере. Работы художника находятся в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский культурно-исторический музей в Праге, а также во многих частных коллекциях

Картины К.А.Коровина в коллекции Русского музея

Лаврус.10 фактов о Константине Коровине

Восемь фактов о первом русском импрессионисте Константине Коровине на портале artchive.ru

Фильм «Константин Коровин. Палитра слова» Дениса Чуваева (сценарий Дениса Чуваева и Марии Соколовой), рассказывает о К.А.Коровине как о писателе и знакомит нас с внуком Коровина Алексеем Ги Коровиным.

Смотреть

В 2010 году вышел двухтомник прозы Коровина «То было давно…Там… В России», подготовленного в Издательстве «Русский путь».




Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892

Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892

В. А. Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. X., м. 1891. Государственная Третьяковская галерея

В. А. Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. X., м. 1891. Государственная Третьяковская галерея

В.А. Серов. Рассуждение о рыбе и прочем. 1907. На картине изображен Константин Коровин и крестьянин Василий Князев, житель деревни Ратухино. ГЦММК им. М.И. Глинки, Дом-музей Ф.И. Шаляпина, Москва

В.А. Серов. Рассуждение о рыбе и прочем. 1907. На картине изображен Константин Коровин и крестьянин Василий Князев, житель деревни Ратухино. ГЦММК им. М.И. Глинки, Дом-музей Ф.И. Шаляпина, Москва

Константин Коровин и Федор Шаляпин в Охотине. Фотография. 1900-е. ГЦММК им. М.И. Глинки

Константин Коровин и Федор Шаляпин в Охотине. Фотография. 1900-е. ГЦММК им. М.И. Глинки

Анна Яковлевна Коровина (жена К. А. Коровина). Фотография. 1890-е

Анна Яковлевна Коровина (жена К. А. Коровина). Фотография. 1890-е

Алексей Константинович Коровин. Фотография. 1921. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Константинович Коровин. Фотография. 1921. Государственная Третьяковская галерея

Константин Коровин. Париж. Конец 1930-х.

Константин Коровин. Париж. Конец 1930-х.

Константин Коровин

Константин Коровин



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее