ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—4 ноября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединит около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русског...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открывает беспрецедентную по масштабу выставку «Россия-Беларусь. Пересечение ...


/ / День рождения художницы Натальи Гончаровой

День рождения художницы Натальи Гончаровой - События

День рождения художницы Натальи Гончаровой

3 июля 2024

Наталья Сергеевна Гончарова

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.

Происходила из дворянского рода Гончаровых. Отец Сергей Михайлович, внучатый племянник Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, был архитектором и математиком. Мать Екатерина Ильинична (Беляева) – дочь профессора Московской духовной академии. Наталья родилась отцовской усадьбе Ладыжино в Тульской губернии, там провела детство. В 1891 году семья переехала в Москву. В 1898 окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. Затем полгода она училась на историческом факультете Высших женских курсов, а в 1901 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение в класс Павла Трубецкого. Первые три года в училище много занималась скульптурой. В училище Наталья познакомилась с художником Михаилом Ларионовым, который заявил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».

Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с  Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950). 

Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство.

В Париже Гончарова пережила и немецкую оккупацию. А после Второй мировой войны бельгийский художник Мишель Сёфор написал статью «Абстрактное искусство: его зарождение, его первые мастера» о двух русских лучистах — Гончаровой и Ларионове. А в декабре 1948 года открыл их выставку в галерее «Два островка».

Наталия Гончарова говорила: «Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались». Однако официально художники поженились только в 1955 году: чтобы в случае смерти одного из них работы остались в семье.

В 1961 году Наталия Гончарова тяжело заболела и перестала выходить из квартиры. В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании. Наталья Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Cimetière parisien d'Ivry. После смерти Гончаровой Musée d'Art moderne de la Ville de Paris посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективную выставку.

Картины Гончаровой в коллекции Русского музея

Биография Гончаровой на сайте Culture.ru

Телеканал Культура. "Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Больше, чем любовь"

Лекторий Достоевский. Фильм "Особый авангардизм Натальи Гончаровой" | Третьяковская галерея

Почему Гончарова — великая художница? Подкаст «Зачем я это увидел?»  просветительского проекта Arzamas

Михаил Ларионов. Портрет НатальиГончаровой .1915, Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов. Портрет НатальиГончаровой .1915, Государственная Третьяковская галерея

Наталия Гончарова работает над эскизом костюма Продавщица апельсинов. 1916

Наталия Гончарова работает над эскизом костюма Продавщица апельсинов. 1916

Гончарова в футуристическом гриме. Москва. 1913. © ГЛМ

Гончарова в футуристическом гриме. Москва. 1913. © ГЛМ

Гончарова Н.С. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913. Холст, масло. Чикагский институт искусств

Гончарова Н.С. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913. Холст, масло. Чикагский институт искусств

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1950-е. Париж

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1950-е. Париж

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым.

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым.

Н.С.Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями 1907. и  Третьяковская галерея

Н.С.Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями 1907. и Третьяковская галерея

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г. Париж

Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г. Париж

Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский, Леон Бакст в 1915 году

Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский, Леон Бакст в 1915 году



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее