3 июля 2023—3 июля 2023
Наталья Сергеевна Гончарова
1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Происходила из дворянского рода Гончаровых. Отец Сергей Михайлович, внучатый племянник Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, был архитектором и математиком. Мать Екатерина Ильинична (Беляева) – дочь профессора Московской духовной академии. Наталья родилась отцовской усадьбе Ладыжино в Тульской губернии, там провела детство. В 1891 году семья переехала в Москву. В 1898 окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. Затем полгода она училась на историческом факультете Высших женских курсов, а в 1901 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение в класс Павла Трубецкого. Первые три года в училище много занималась скульптурой. В училище Наталья познакомилась с художником Михаилом Ларионовым, который заявил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».
Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).
Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство.
В Париже Гончарова пережила и немецкую оккупацию. А после Второй мировой войны бельгийский художник Мишель Сёфор написал статью «Абстрактное искусство: его зарождение, его первые мастера» о двух русских лучистах — Гончаровой и Ларионове. А в декабре 1948 года открыл их выставку в галерее «Два островка».
Наталия Гончарова говорила: «Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались». Однако официально художники поженились только в 1955 году: чтобы в случае смерти одного из них работы остались в семье.
В 1961 году Наталия Гончарова тяжело заболела и перестала выходить из квартиры. В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании. Наталья Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Cimetière parisien d'Ivry. После смерти Гончаровой Musée d'Art moderne de la Ville de Paris посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективную выставку.
Картины Гончаровой в коллекции Русского музея
Биография Гончаровой на сайте Culture.ru
Телеканал Культура. "Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Больше, чем любовь"
Лекторий Достоевский. Фильм "Особый авангардизм Натальи Гончаровой" | Третьяковская галерея
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея