ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

20 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Коллекционеры в Русском музее.

Коллекционеры в Русском музее. - События

Коллекционеры в Русском музее.

18 марта 2023—18 марта 2023

К моменту открытия в музейном собрании насчитывалось всего 445 картин, 111 скульптур, 981 лист рисунков и акварелей, небольшое количество икон.  Первоначально музейное собрание складывалось из произведений, переданных из музея Академии художеств, Эрмитажа, Царскосельского, Александровского дворца. Вошли сюда и картины из Зимнего и Гатчинского дворцов, а также крупная коллекция портретной живописи князя А.Б.Лобанова-Ростовского, ряд других частных коллекций, подаренных музею. С некоторыми из них мы хотим Вас сегодня познакомить.

Великий князь Георгий Михайлович (11 (23) августа 1863, Белый Ключ (Тетри-Цкаро), близ Тифлиса — конец января 1919, Петроград) — третий сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I.

Получил нетипичное для Романовых имя. Родился на Кавказе, когда его отец был Кавказским наместником, и получил имя Георгий, символически значимое для Грузии (Георгий Победоносец считается покровителем Грузии).

Служил в лейб-гвардии Конно-артиллерийской бригаде, Лейб-гвардии Уланском полку. Из-за больной ноги оставил службу в кавалерии.

В 1895 году назначен Августейшим управляющим Русского музея Императора Александра III в Петербурге и служил в этой должности безвозмездно в течение 22 лет, имея право личного доклада государю императору Николаю II. Принимал участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры.

Известен как выдающийся нумизмат, автор нескольких трудов по нумизматике. С 5 декабря 1898 года — почетный член Санкт-Петербургской академии наук.

Коллекция монет великого князя в 1909 году формально была передана Русскому музею императора Александра III. Георгий Михайлович оставался распорядителем коллекции. После его смерти она переходила к музею. В дальнейшем коллекция должна была остаться неизменной, то есть условием великого князя был запрет на посмертные отчуждения или пополнения его собрания монет. Однако Русский Музей не был готов к «подарку» такого масштаба и ему пришлось приступить к созданию особого помещения для хранения и экспозиции коллекции, и в этот период коллекция хранилась во дворце Великого Князя (Отчеты Русского Музея за 1909 год).

В 1914 году в связи с началом Первой Мировой войны коллекция была сдана Управляющим Конторой Георгия Михайловича Я. Я. Майхровским в тогда еще санкт-петербургскую Судную Казну на хранение ценным вкладом, принадлежащим Русскому Музею, в пяти ящиках на сумму 340 000 руб.

Георгий Михайлович был расстрелян в Петропавловской крепости в Петрограде в последней декаде января 1919 года как заложник в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии.

После революции большая часть собрания монет попала в Югославию и перешла в собственность супруги расстрелянного. Часть монет была продана в 1950 году в Лондоне. Оставшаяся часть монет попала в США, где сменив несколько владельцев, оказалась в Смитсоновском институте в Вашингтоне, где и находится до сих пор.

На Санкт-Петербургском монетном дворе (СПМД) отчеканена памятная медаль «Великий Князь Георгий Михайлович – Августейший нумизмат» (смотреть описание)

Проект «Августейший нумизмат», посвященный наследию великого князя Георгия Михайловича.

 

 Григорий Григорьевич Гагарин (1810, Санкт-Петербург – 1893, Шательро, Франция) - князь. Рисовальщик, живописец, художник-монументалист, архитектор, художественный деятель, вице-президент Императорской Академии художеств (далее ИАХ) (1859-1872), почетный член ИАХ. Жил в Риме (1822-1829), брал уроки живописи у К.П. Брюллова. В 1832 году вернулся в Петербург. Состоял на дипломатической (1832-1839), военной (1841-1864) службе. По просьбе А.С. Пушкина исполнил в 1833-1834 иллюстрации к его произведениям. Жил в Тифлисе (1848-1855), где построил здание театра. Был другом М.Ю. Лермонтова. Коллекционировал византийские и российские древности.

В 1898 семья скончавшегося художника Г.Г. Гагарина подарила музею 1840 произведений, составивших важную часть коллекции.

 

Михаил Петрович Боткин (26 июля [7 августа] 1839 — 22 января [4 февраля] 1914) — русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. Тайный советник (1905).

Происходит из московской купеческой семьи Боткиных, занимавшейся торговлей чаем. В 1856 году поступил в императорскую Академию художеств — ученик профессоров Ф. С. Завьялова и Ф. А. Бруни.

В 1858 году отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Познакомился с А. А. Ивановым и стал его душеприказчиком (позднее, в 1880 году в Санкт-Петербурге М. П. Боткин издал книгу «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка». 1806—1858). 

Возвратившись на родину в 1863 году М. П. Боткин, выставил в Академии две картины: «Вакханка с тамбурином» и «Плач иудеев на реках Вавилонских», за которые советом Академии ему присвоено звание академика исторической живописи. Автор ряда картин на историческую тему, библейские сюжеты, а также жанровых полотен. Успешно занимался гравированием офортов. М. П. Боткин считался одним из лучших российских рисовальщиков.

М. П. Боткин занимал видное положение в Академии художеств: был членом совета Императорской Академии художеств (с 1879) и Императорской Археологической комиссии (1888), членом Общества поощрения художеств.

С 1896 года — директор Музея Императорского Общества поощрения художеств; эксперт по реставрации фресок, Софийского в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове (1896—1897).

В 1898 году пожалован орденом Св. Станислава 1-й степени за труды в звании члена комиссии по переустройству Михайловского дворца для Русского музея. Вместе с Н. П. Лихачевым он написал первый обзор коллекции древнерусского искусства музея.

М. П. Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени. Его дом на 18-й линии Васильевского острова (№ 1), купленный в 1882 году, стал подлинным музеем.  Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрёл немало сокровищ.

После смерти Боткина, в условиях Первой мировой войны, вдова — Екатерина Никитична Боткина, — сдала на хранение в Русский музей 32 опечатанных ящика с произведениями коллекции и 92 картины А. А. Иванова. По условиям договора, подписанного 19 апреля 1917 года «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея». Через месяц, 29 мая того же года Е. Н. Боткина умерла; в музей поступила копия её духовного завещания на имя дочери — Екатерины Михайловны фон-Энден. Но собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1919–1920 годах из Русского музея в Эрмитаж был передан 31 ящик с коллекцией М. П. Боткина; в Художественном отделе Русского музея был оставлен лишь ящик № 27 с произведениями древнерусского прикладного искусства XI–XVII веков.

Древнейшую часть собрания составляет редкая по художественному уровню группа древнерусских украшений X—XIII веков, обозначенная как «Черниговский клад». Наиболее значительные среди предметов более позднего времени — драгоценная церковная утварь и памятники личного благочестия. В собрании имеются также первоклассные изделия из серебра и бронзы — образцы парадной и бытовой утвари.

 

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева; 1858—1928) — русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.

Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.

В 1898 году подарила Русскому музею 463 рисунка и акварели. Позднее, в 1902, 1903 и 1910-х гг. передала музею в дар еще 196 графических работПроизведения из коллекции Тенишевой экспонировались в двух залах музея.

Субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.

Автор книги «Впечатления моей жизни. Воспоминания».

Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (18 (30) декабря 1824, Воронежская губерния — 18 (30) августа 1896, станция Шепетовка, Ровенского уезда, Волынской губернии) — русский дипломат и генеалог. Рюрикович из рода Лобановых-Ростовских; действительный тайный советник (1879). Товарищ министра внутренних дел и министра иностранных дел, коллекционер. 96 произведений из его коллекции составили значительную часть первоначального собрания Русского музея.

На дипломатической службе с 1844 года. Был секретарём посольства в Париже (1847—1850), старшим секретарём миссии в Берлине (1851—1856), советником (1856—1858), затем поверенным в делах (1858—1859), затем чрезвычайным посланником и полномочным министром в Константинополе (1859—1863). Вернулся на дипломатическую службу после Русско-турецкой войны. Был чрезвычайным и полномочным послом в Константинополе (1878—1879), Лондоне (1879—1882) и Вене (1882—1895). 26 февраля (10 марта) того же года призван на пост министра иностранных дел. Принимал участие в разработке русско-китайского договора о союзе и строительстве Китайско-Восточной железной дороги, а также в подписании соглашения с Японией (протокол Лобанова-Ямагата, 1896)[2].

Любитель отечественной старины, князь Лобанов-Ростовский составил собрание книг, автографов и материалов по истории России, преимущественно XVIII столетия, в том числе собрание подлинных писем князя А. А. Безбородко к графу Н. И. Панину и сборники материалов, относящихся к истории царствования Павла I, о котором он составил обширное исследование.

Лобанов-Ростовский владел также собранием портретов и монет, в котором особенно интересна коллекция русских монет, чеканенных в Кёнигсберге во время занятия его русскими войсками в ходе Семилетней войны (1758—1761). В коллекции князя находились две версии картины Луи Каравака «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» (сейчас — в коллекции Русского музея).

Список произведений искусства из коллекции А.Б.Лобанова-Ростовского хранящихся в Русском музее из книги «Из истории музея». Сборник статей и публикаций.  – Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, 1995 год.

Альберт Николаевич Бенуа (14 [26] марта 1852, Санкт-Петербург — 16 мая 1936, Париж) — русский художник, архитектор, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Родился в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1871—1877 учился в Императорской Академии художеств на архитектурном отделении. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци. В 1877 году выпущен из Академии со званием классного художника-архитектора 1-й степени.

В 1883 по приглашению Александра III сопровождал царскую семью в летней экскурсии по финским шхерам на яхте «Царевна».

После окончания Императорской Академии художеств занялся акварельной живописью. В 1883—1885 гг. путешествует по Италии, Франции, Испании для совершенствования в технике акварели. В 1884 году за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика.

По возвращении в Петербург назначен преподавателем акварели в Императорской Академии художеств; в 1894—1905 — член Совета, с 1894 — действительный член ИАХ. В 1890-х —1910-х много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Крыма (в частности, Симеиза), Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.

В 1880 году стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 — Общество русских акварелистов), в 1887—1897 — член Правления Общества, в 1897—1918 — почётный член Общества. Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909, 1915) и Киеве (1904, 1909).

С 1895 года — хранитель Русского музея императора Александра III.

В 1918 году был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы.

В 1924 году эмигрировал в Париж, выехав туда по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной. В 1926 был избран членом Парижской Академии изящных искусств. В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя — композитора Н. Н. Черепнина. Умер 16 мая 1936 года в пансионате для больных в предместье Парижа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения Бенуа находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.

Семья

Его жена (с 1876), Мария Карловна (1855—1909) — дочь музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда. Талантливая пианистка. Музыкальное образование получила в Петербургской консерватории, фортепианную игру изучала под руководством профессора Лешетицкого, у которого в 1877 году блестяще окончила курс, удостоившись за прекрасную игру малой золотой медали. По выходе из консерватории она неоднократно и с успехом выступала в различных концертах в симфонических квартетных и камерных собраниях. Их дети:

Мария (1876—1958). В 1897 году вышла замуж за Н. Н. Черепнина. Оба похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Камилла (1879 — 04.07.1959, Ванкувер). Была замужем за Д. Л. Хорватом.

Альберт (5.7.1879—1930, Пекин)

Николай-Карл (21.08.1881–1938) – капитан, основатель звуковой разведки. Был арестован 13 февраля 1938 года по обвинению в шпионаже; 16 ноября 1938 года приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Та же участь постигла его жену Серафиму Михайловну (урожд. Лушкина; 1895–1938). Их дети – Денис и Николай - остались сиротами; судьба Николая неизвестна, а Денис был арестован в 1941 году и приговорён к 10 годам лагерей; в 1949 году освобождён и отправлен в ссылку.

О своем брате Альберте Бенуа вспоминает Александр Николаевич Бенуа

Картины Альберта Н. Бенуа в Русском музее


Граф Дмитрий Иванович Толстой (1860—1941) — русский коллекционер живописи из рода Толстых, директор Императорского Эрмитажа (1909—1918), временно исполняющий обязанности управляющего Русским музеем Имени Александра III (с 1901), 2-й обер-церемониймейстер Высочайшего двора (c 1912).

С 1901 года был товарищем управляющего Русским музеем Имени Императора Александра III.

Сын графа Ивана Матвеевича Толстого, правнук князя М. И. Кутузова. После смерти отца и самоубийства матери воспитывался вместе с братом Иваном (будущим министром народного просвещения) в доме у тётки Екатерины Матвеевны Толстой (1814—1898).

Окончил Санкт-Петербургскую 3-ю гимназию (1879) и юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав (1883). С 1884 по 1900 год — на службе в Министерстве иностранных дел.
Был удостоен придворных званий камер-юнкера (1887) и «в должности церемониймейстера» (1889), чинов церемониймейстера (1899) и действительного статского советника (1906). Последним в истории был пожалован придворным чином обер-церемониймейстера (1912), служил 2-м обер-церемониймейстером Двора Его Императорского Величества.
Помещик Воронежской губернии. По данным Клировых ведомостей за 1911 год Дмитрий Иванович состоял церковным старостой Архангельской церкви в селе Чертовицы Воронежской губернии, занимая эту должность с 1902 года.
Коллекционер живописных портретов, многие из которых находятся теперь в Русском музее и Музее изобразительных искусств им. Пушкина. С 1901 года был товарищем управляющего Русским музеем Имени Императора Александра III. В 1911 году он был генеральным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Риме.
Директор Императорского Эрмитажа с 1909 года. К началу XX века Эрмитаж стал первоклассным музеем европейского типа, в котором работали выдающиеся специалисты и в котором ежегодно бывали сотни тысяч посетителей. Было сделано несколько замечательных приобретений в коллекции живописи. В 1910 году было куплено огромное собрание голландской и фламандской живописи Семёнова Тян-Шанского. Сенсационной стала покупка в 1914 году «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи, принадлежавшей семье Бенуа.
В 1918 году уехал к семье в Киев, затем в Крым. После получения известия о расстреле великого князя Георгия Михайловича, эмигрировал с семьей в Константинополь, затем скитался по Европе. Оставил воспоминания о положении Эрмитажа во время революционных потрясений 1917 года. Похоронен в православной церкви Ниццы.

Коллекционер живописных портретов, многие из которых находятся теперь в Русском музее и Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Семья:

С 7 января 1890 года был женат на Елене Михайловне Чертковой (1865—1955), дочери генерала от кавалерии М. И. Черткова. Их дети:

- Иван (1890—1948), воспитанник Александровского лицея (1912), штабс-ротмистр Кавалергардского полка. Участник Белого движения в составе Добровольческой армии и ВСЮР, полковник Русской армии. В эмиграции в Югославии, затем во Франции.

- Андрей (1892—1963), поручик Кавалергардского полка. Участник Белого движения в составе Добровольческой армии и ВСЮР, штабс-ротмистр. В эмиграции в США.

- Ирина (1897—1940), замужем за Романом Владимировичем Мусиным-Пушкиным (1895—1970), сыном графа В. В. Мусина-Пушкина.


Павел Александрович Брюллов (17 [29] августа 1840, Павловск, Санкт-Петербургская губерния — 03 (16) декабря 1914, там же) — русский художник и архитектор, живописец-пейзажист. Академик и член Совета Императорской Академии художеств, член Правления Товарищества передвижных художественных выставок, хранитель художественного отдела Русского музея Императора Александра III[2]. Сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Павловича Брюллова, племянник знаменитого живописца Карла Брюллова.

Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1863) со степенью кандидата.

C 1861 года по 1864 год Брюллов посещал классы архитектурного отделения Императорской Академии художеств К. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, А. П. Брюллова, Д. И. Гримма и А. И. Резанова в качестве своекоштного.

В 1864 году Брюллов выпущен из Академии с присвоением звания классного художника 3-й степени по архитектуре.

По окончании Академии уехал за границу; жил в Италии, Франции, Англии. В Париже посещал класс французского живописца Леона Бонна в Национальной высшей школе изящных искусств.

С 1872 по 1914 год — экспонент Товарищества передвижных художественных выставок; с 1874 года — член Товарищества, впоследствии избран казначеем и членом Правления Товарищества.

В 1883 году получил звание действительного члена Императорской Академии художеств, с 1904 года — член Совета Академии.

С 1897 по 1912 год хранитель художественного отдела Русского Музея Императора Александра III.


Николай Петрович Лихачев (12(24).04.1862, г. Чистополь, Казанская губ. (ныне адм. центр Чистопольского р-на, Татарстан) — 14.04.1936, Ленинград), историк и коллекционер, специалист по археографии, палеографии, дипломатике, сфрагистике. истории древнерусского и византийского искусства. Собрал исключительную по ценности и разнообразию коллекцию памятников письменности различных эпох и народов, а также коллекцию икон.

Собрал уникальные коллекции русских, восточных и западноевропейских рукописей, монет, византийских и русских печатей VI—XIV вв., икон (около 1,5 тыс. досок; коллекция икон в 1913 куплена императором Николаем II и поступила в Русский музей), хранившиеся в специально построенном собственном доме, где он жил в 1902—1936 годах (Петрозаводская улица 7, ныне здание Санкт-Петербургского института истории РАН).  

Окончил историко-филологический факультет Казанского университета (1884). Магистр русской истории (1888), тема диссертации «Разрядные дьяки», за нее удостоен Уваровской премии (1889); доктор русской истории, тема диссертации «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве» (1891). Преподавал в Петербургском археологическом институте (1892–1923, до присоединения института к факультету общественных наук ПГУ). Приват-доцент историко-филологический факультета СПбУ (1895–1903), проф. (внештатный) факультета общественных наук (1923–1926). Помощник директора ИПБ (1902–1914), способствовал организации работы и пополнению фондов библиотеки. Член совета при министре народного просвещения (1914–1917). Действительный член ряда обществ и комиссий (ИРАО, ИОЛДП, Археографическая комиссия, ИППО, Русское генеалогическое общество, Русское библиологическое общество и др.). Чл.-корр. ИАН (1901), действительный член АН СССР (1925, искл. 1931, восст. 1968). Сотр. ГАИМК (1919–1929).

Углубленно изучал историю письменности, производства писчего материала (в основном бумаги) и книгопечатания, заложив основы специального изучения вспомогательных исторических дисциплин в России. Совершил ряд исследовательских поездок по России, в страны Западной Европы (Грецию, Италию, Францию и др.) и на Ближний Восток (Египет, Константинополь), во время которых собирал материалы для коллекции, в частности иконы, которые продал Николаю II в 1913 (переданы в Русский музей). За работы по истории иконописи был удостоен большой золотой медали РАО (1908) и золотой медали Уварова (1912). Большинство памятников письменности, коллекции монет и печатей были приобретены им у антикваров и в аукционных домах (главным образом в Италии, Германии, Франции, России) в конце XIX — начале XX в. и размещены в специально выстроенном в 1902 особняке (ныне здание СПбИИ РАН). В апреле 1918 коллекция Н. П. Лихачева, переданная им государству, стала частью Археологического института (Палеографический кабинет), в 1923 на базе ее был организован Археологический музей ПгУ, в 1925 — Музей палеографии АН СССР (директор — Н. П. Лихачев). 28 января 1930 Л. был арестован, приговорен к высылке на 5 лет, отправлен в Астрахань. По возвращении в Ленинград в 1933 остался фактически без средств к существованию, работал за почасовую оплату, надиктовывая Ю. Я. Перепелкину сведения о приобретении отдельных экспонатов коллекции. Безответно писал В.В. Куйбышеву с просьбой улучшить его материальное положение и допустить к завершению научных работ. Скончался в Ленинграде вследствие осложнения после ампутации ноги.

1967. — Полная реабилитация Определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

1968. — Решением Президиума АН СССР восстановлен в звании академика.

1990, март. — Общее собрание АН СССР восстанавливает в своем составе Н.П. Лихачева.

Полная биографическая и библиографическая справка

К 150-летию со дня рождения Николая Петровича Лихачева (1862-1936). Документы и фото с сайта Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук

Премия имени академика Н. П. Лихачёва.
https://spbiiran.ru/premiya-im-n-p-lichatcheva/
Григорий Григорьевич Гагарин

Григорий Григорьевич Гагарин

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева

Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский

Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский

Николай Петрович Лихачев

Николай Петрович Лихачев

Павел Александрович Брюллов

Павел Александрович Брюллов

Михаил Петрович Боткин

Михаил Петрович Боткин

Совет музея 1890-е - 1900. Сидят слева направо: коллекционер, члена комиссии по переустройству Михайловского дворца для Русского музея М. П. Боткин; августейший управляющий великий князь Г. М. Романов; архитектор, автор программы реставрации и реконструкц

Совет музея 1890-е - 1900. Сидят слева направо: коллекционер, члена комиссии по переустройству Михайловского дворца для Русского музея М. П. Боткин; августейший управляющий великий князь Г. М. Романов; архитектор, автор программы реставрации и реконструкц

Альберт Николаевич Бенуа

Альберт Николаевич Бенуа

Граф Дмитрий Иванович Толстой (1860—1941)

Граф Дмитрий Иванович Толстой (1860—1941)

Великий князь Георгий Михайлович Августейший управляющий Русского музея Императора Александра III (1895-1917). Конец XIX - начало XX в.

Великий князь Георгий Михайлович Августейший управляющий Русского музея Императора Александра III (1895-1917). Конец XIX - начало XX в.

Памятная медаль «Великий Князь Георгий Михайлович – Августейший нумизмат»

Памятная медаль «Великий Князь Георгий Михайлович – Августейший нумизмат»

Осип Эммануилович Браз(1873-1936). «Портрет графа Толстого Дмитрия Ивановича». 1901. Русский музей.

Осип Эммануилович Браз(1873-1936). «Портрет графа Толстого Дмитрия Ивановича». 1901. Русский музей.

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ. Середина XIV в. Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева (приобр. Н. П. Лихачевым у Г. О. и М. О. Чириковых между 1908 и 1910 в Москве)

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ. Середина XIV в. Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева (приобр. Н. П. Лихачевым у Г. О. и М. О. Чириковых между 1908 и 1910 в Москве)



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее