26 июля 2023—26 июля 2023
26 июля в 17:00 состоится онлайн-лекция Алексея Алексеевича Курбановского, доктора философских наук, искусствоведа, главного научного сотрудника Русского музея, о выставке «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России». Наряду с авангардным движением неоклассицизм – крупнейшее направление в отечественном искусстве начала двадцатого столетия, оказавшее существенное влияние также на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.
Экспозицию Русского музея, которая до 11 сентября представлена в Корпусе Бенуа, составляют произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея. Зрители познакомятся с работами Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Георгия Нарбута, Сергея Чехонина, Сергея Коненкова, Александра Матвеева, Ивана Фомина, Александра Самохвалова и других талантливых мастеров, формировавших неповторимый облик русского неоклассицизма.
Расцвет неоклассицизма в России конца 1900-х – начала 1910-х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. Вновь становится актуальной идея синтеза искусств. Зодчие, работавшие в это время, не мыслили свои сооружения без скульптуры и монументальной живописи. В этой сфере активно работали живописцы Е. Лансере, М. Добужинский, И. Нивинский, А. Яковлев и В. Шухаев, Н. Тырса, В. Конашевич, а в последний год своей жизни и Валентин Серов.
Подлинный расцвет скульптура неоклассицизма переживает в творчестве С. Коненкова и А. Матвеева. Множество зданий Петербурга, возведенных в начале ХХ века, своими скульптурами и рельефами украсил В. Кузнецов. Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинского, З. Серебрякову, Б. Кустодиева, Н. Рериха, П. Кузнецова, А. Яковлева). Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Д. Тьеполо и А. Перезинотти, великих монументалистов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Ряд произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения и хранящихся в Русском музее, также включен в экспозицию выставки.
Трансляция лекции будет проходить на портале Культура.РФ, на Медиапортале, сайтах и в социальных сетях Русского музея и службы «Виртуальный Русский музей».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея