ENG
Филиалы:
Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...

Дар Владимира Некрасова Русскому музею
Корпус Бенуа

Дар Владимира Некрасова Русскому музею

29 мая—1 июля 2024

Коллекция отечественного изобразительного искусства, собранная Владимиром Ильичем Некрасовым – крупнейшая в России. На выставке будет представлена значитель...


/ / Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского

Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского - События

Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского

24 марта 2024

Орест Адамович Кипренский (13 [24] марта 1782, Нежинская, Санкт-Петербургская губерния — 12 [24] октября 1836, Рим) — русский живописец и график, мастер портрета.

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей Ораниенбаумскому уезду. Мальчик оказался внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. Женщину с ребенком выдали замуж за крепостного Адама Швальбе, немца по национальности.

Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий. Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Михаилу Козловскому. Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805).

Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера. Получил звание академика (1812) за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А. И. Кусова. Назначен советником Императорской Академии художеств (1815). Профессор 2-й степени Академии художеств (1830).

Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце великой княжны Анны Павловны, дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье уроки перспективы у Анжело Тозелли.

В этот же период он написал полотно «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» («Портрет Мариуччи»). Ему позировала десятилетняя Мария Фалькуччи. Девочка была из бедной семьи, и Кипренский фактически стал ее опекуном.  Мать девочки позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж, однако этот случай, обрастая разными слухами и домыслами, бросил тень на всю оставшуюся жизнь Кипренского.

Уезжая из Италии в 1822 году, письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. Покинув Париж в 1823 году, вернулся в Россию, провёл следующие пять лет в Санкт-Петербурге, где в конце 1824 года работал над графическим портретом Адама Мицкевича, а летом 1827 года — над живописным портретом Александра Пушкина.

В июне 1828 года вновь выехал в Италию, с этого времени начался второй итальянский период его творчества. Прибыв в Италию, сначала провёл несколько месяцев в Риме. С марта 1829 года по апрель 1832 года жил и работал в Неаполе, где поселился в одном доме с пейзажистом Сильвестром Щедриным. В Неаполе в 1831 году Кипренским была создана картина «Читатели газет», которая написана по заказу графа Дмитрия Шереметева. В июле 1836 года женился на бывшей сироте, некогда определённой им в монастырский пансион, а к тому времени 24-летней Анне-Марии Фалькуччи. Для этого ему предварительно пришлось принять католичество. Через три месяца после заключения брака Кипренский скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме. Дочь художника Клотильда родилась уже после смерти Кипренского.

Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…». 

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О непростой жизни Кипренского писатель Константин Паустовский в 1936 году написал повесть. Читать


Картины О.А.Кипренского в коллекции Русского музея

Орест Кипренский. Роман в портретах (фильм из цикла «Век Русского музея»)
Орест Кипренский. Фильм второй (из цикла «Век Русского музея»)


Орест Кипренский. Автопортрет. 1818. Государственная Третьяковская галерея

Орест Кипренский. Автопортрет. 1818. Государственная Третьяковская галерея

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809. Русский музей

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809. Русский музей

Автопортрет, написанный Орестом Кипренским в 1820 году, был отослан им из Петербурга во Флоренцию и в 1825 году помещён в галерею Уффици во Флоренции

Автопортрет, написанный Орестом Кипренским в 1820 году, был отослан им из Петербурга во Флоренцию и в 1825 году помещён в галерею Уффици во Флоренции



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее