7 января 2025
К одному из самых главных христианских праздников (в наступающем году Православная церковь отмечает 2025 год от Рождества Христова), Русский музей подготовил виртуальную выставку, объединившую более 500 произведений XIV—XX веков из своего собрания. В основе виртуальной выставки — материалы уникальной экспозиции «Иисус Христос в христианском искусстве», которую можно было увидеть в залах Русского музея в 2000 году. Она продемонстрировала наиболее значительные произведения древнерусской иконописи и предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна и эскизы росписей, знаменитых и менее известных русских художников, гравюры на евангельские сюжеты и предметы церковного богослужения, охватывающие многовековую историю христианства в России.
Теперь эти произведения, большая часть которых оцифрована в высоком качестве, можно увидеть из любой точки России, узнать об изображенном сюжете и об особенностях иконографии. Произведения сопровождают подробные аннотации, подготовленные специалистами Русского музея для каталога упомянутой выставки, давно ставшего библиографической редкостью.
Тематические разделы выставки представляют ключевые события евангельской истории и отражают важные этапы земной жизни Иисуса Христа: Рождество, Сретение, Крещение, Проповеди, Чудеса Христовы, Преображение, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Страсти Христовы, Распятие, Воскресение и Вознесение. Материал расположен согласно последовательности событий в евангельских текстах. В отдельных разделах можно увидеть богослужебные предметы, виды православных святынь и ключевые события из жизни Богоматери (Рождество, Благовещение и Успение).
Онлайн ресурс, доступный русскоязычной аудитории сети Интернет — подарок Русского музея к Рождеству всем православным.
Виртуальная выставка «Иисус Христос в русском искусстве» доступна на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе «Онлайн-ресурсы» /«Художественная галерея» и на сайте Русского музея в разделе «Выставки» /«Виртуальные выставки».
После принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. Деисусный чин был обязательным в храме. Его изображали на походных иконостасах и складнях – живописных, шитых, резанных из дерева, литых. Образ Христа-Вседержителя – сидящего на престоле, стоящего или изображенного погрудно – один из самых распространенных.
В XVIII веке, после реформ Петра, коснувшихся и изобразительного искусства, русские живописцы ориентировались на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. Они писали полотна на евангельские сюжеты, делали росписи в храмах. В интерьерах новых церквей, наряду с традиционными иконами, все чаще использовались живописные полотна на евангельские сюжеты, написанные профессиональными художниками. В 40-е годы XIX века для росписей в Исаакиевском соборе, одном из центральных в Петербурге, были приглашены, среди других художников, К. Брюллов и Ф. Бруни.
В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Он пишет в Италии „Явление Христа Марии Магдалине“ и свою знаменитую картину «Явление Христа народу», над которой работает более тридцати лет. В 1863 году Н.Ге показал публике «Тайную вечерю», которая вызвала страстные споры. До конца XIX столетия было создано множество полотен на темы, связанные с жизнью Христа. Лучшие художники России (И.Крамской, В.Поленова, Г.Семирадский, И.Репин, В.Васнецов, В. Суриков) посвятили Иисусу Христу не просто отдельные произведения, но целые циклы, а также нередко значительную часть своей творческой биографии. В 1870–1880-е годы многие из них принимали участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве (часть эскизов к росписям хранится в собрании Русского музея). Образ Богочеловека привлекал художников неисчерпаемостью находимых в нем духовных и жизненных смыслов.
В России рубежа XIX—XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема России. После падения Константинополя (второго Рима) Русь оставалась единственной великой православной страной, хранительницей восточно-христианской традиции. Именно в этом качестве она получила обозначение в конце XIX века в народном сознании как „Святая Русь“, спасительница не только русского народа, но и всего православного мира. Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» из собрания Русского музея – одно из характерных отражений мессианских представлений о России на рубеже XIX и ХХ столетий.
В 1900 — начале 1910-х годов в художественной среде, и прежде всего у художников русского авангарда, появляется интерес к народному творчеству и древнерусскому искусству. Многие из них (Н. Гончарова. К.Малевич, В.Кандинский, П.Филонов) на протяжении своей творческой жизни обращались к евангельским темам.
В творчестве художников 1930–1980-х годов, несмотря на цензурные запреты, появлялись картины на библейские темы. Например, Евсей Моисеенко, обращаясь к евангельским сюжетам, писал полотна, в которых христианская символика была выражена метафорическим художественным языком. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Добро и зло, верность и предательство, одиночество перед толпой и властью, нравственные проблемы, актуальные в 1960–1980-е годы не менее, чем столетие назад, находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая их вечную актуальность.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея