С Днем реставратора!
1 июля 2024
Русский музей, в котором более 100 лет работают реставрационные мастерские, является авторитетным научно-исследовательским и реставрационным центром нашей страны. Работа специалистов музея отличается особой бережностью, тактичным отношением к истории произведений и высоким профессионализмом.
Служба реставрации музейных ценностей Русского музея считает датой своего рождения
1922 год, когда благодаря усилиям
Петра Нерадовского, Николая Околовича и Николая Сычева была сформирована первая самостоятельная реставрационная мастерская. Начав работать еще в период Гражданской войны, реставраторы преодолели испытания 1930-х годов, затем военные и блокадные тяготы 1941–1945 гг. и потом, вплоть до 1990-х гг., прошли через последующие непростые этапы развития государства и общества.
Сейчас Служба реставрации музейных ценностей состоит из 15 подразделений, каждый из которых специализируется на определенных техниках и направлениях искусства (отдел реставрации станковой древнерусской живописи; отдел реставрации станковой масляной живописи; отдел реставрации живописи, выполненной в смешанной технике; отдел реставрации графики; отдел реставрации каменной и гипсовой скульптуры; отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла; отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры; отдел реставрации золоченой резьбы; отдел реставрации фанерованной мебели; отдел реставрации картинных рам;отдел реставрации тканей; отдел реставрации художественных изделий из металла; отдел реставрации современных арт-объектов)
21 апреля 2022 года в корпусе Бенуа была открыта выставка «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет». Впервые экспозиция представила всю полноту деятельности музейных реставраторов и познакомла со стоящими перед ними задачами и результатами многолетнего труда Службы реставрации музейных ценностей.
Сайт Службы реставрации музейных ценностей
Смотрите на нашем Rutube канале видеолекции и истории о реставрации
За последние шесть лет проведена реставрация свыше 20 000 музейных предметов, из них свыше 1000 – это реставрация особой сложности. Только за один 2022 год в Службе реставрации прошли реставрацию 4608 экспонатов, из них 109 относятся к категории "сложной реставрации".
Наиболее значительные из них:
- Полное раскрытие авторской живописи на уникальных иконах XVII века, происходящих из иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. В настоящее время в работе – 8 икон. Уже завершены раскрытия на 15 иконах. В частности, в 2019 году завершена реставрация очередной иконы «Праотец Иосиф». XVII век. (Дерево, левкас, темпера. 174 х 77 х 4, ДРЖ-3207), в 2018 году –икона «Рождество богоматери». XVII в., (Дерево, левкас, паволока, темпера. 96,5 х 70 х 3, инв. No. ДРЖ-3173), «Евангелист Лука», XVI в. (Дерево, левкас, темпера. 204 х 86 х 3,8, инв. No. ДРЖ-3203), в 2017 году – икона «Евангелист Марк». XVI в. (Дерево, левкас, темпера. 202 х 82 х 3,7, инв. No. ДРЖ-3204).
- В 2022 году завершена реставрация уникальной древней иконы XIV в. псковской школы «Никола с житием в 14 клеймах». (Дерево, левкас, паволока, темпера. 100,2х76,0х3,0. ДРЖ-3142). Во время реставрации авторская живопись раскрыта от поздних поновлений и потемневшей олифы.
- В отделе реставрации масляной живописи в 2022 году завершена реставрация большемерного полотна Айвазовского И.К. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим 1846 (холст, масло 223x335, Ж-5879).
- В 2022 году завершена реставрация живописного этюда Куинджи А.И. «Ай-Петри. Крым 1890-е, бумага на холсте, масло 40,1 x 54,2 Ж-1532), который был похищен злоумышленником в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее.
- В 2019 году завершена реставрация большемерной картины М.В. Нестерова «Святая Русь» (холст, масло, 233 х 375, инв.№ Ж-1850).
- В 2017 году завершена реставрация большемерной картины В. Котарбинского «Оргия» (холст, масло, 300 х 500, инв.№ Ж-5737). Картина была хронически больна. Имелись повсеместные расслоения красочных слоев и многочисленные поздние переписки. В процессе реставрации красочный слой и грунт были несколько раз укреплены и отпрессованы. Авторская живопись раскрыта от поздних записей и пожелтевшего лака.
- В 2022 году началась реставрация большемерной картины Маковского К. Е. «Народные гулянья на масленицу…». Работа должна быть завершена в феврале 2023 года.
- В 2022 году началась реставрация большемерной исторической лепной рамы для картины Маковского К. «Народные гулянья на масленицу…». Работа должна быть завершена в феврале 2023 года.
- В 2017 году завершена 4-летняя реставрация уникального памятника древнерусского искусства - деревянного Амвона 1533 г., происходящего из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода. Деревянная резьба была очищена от слоев поздних поновлений бронзовой краской, деревянная основа укреплена и очищена от стойких загрязнений.
- В 2019 году в отделе реставрации художественных изделий из металла завершена реставрация уникального памятника древнерусского прикладного искусства – «Крышка на раку святого Александра Свирского" (БК-2891), созданного в 1644 году мастерами-чеканщиками Серебряной палаты Московского Кремля.
- В 2019 году в отделе реставрации золоченой резьбы завершена реставрация резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)".
- В отделе реставрации живописи смешанных техник в настоящее время идёт реставрация уникального памятника отечественной культуры середины ХVIII века - «Иконостас походной церкви», выполненного в редкой технике - масляными красками на шёлке. В 2022 году завершена реставрация двух живописных произведений из этого иконостаса «Святые и апостолы» (Шелк, масло, золочение 36х114х158х175см, трапециевидной формы, Ж-5751) и «Царские врата от походной церкви Елизаветинского времени» (шелк, масло., 212х115, Ж-5760)
- В отделе реставрации золоченой резьбы в 2022 году завершена беспрецедентная по сложности реставрация исторической резной рамы для картины Брюллова К.П. «Смерть Инессы де Кастро». Было выполнено сложное укрепление грунта и золоченого покрытия, после чего воссоздано свыше 200 ранее утраченных деталей деревянной резьбы по имеющимся аналогиям.
В декабре 2023 года Русский музей начал первую комплексную научную реставрацию колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833), а 5 марта 2024 года в Русском музее прошел расширенный реставрационный совет, на котором были представлены результаты масштабного исследования и утверждены программа и план реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Новаторским шагом музея стало решение проводить сложнейший процесс реставрации шедевра прямо в зале № 86 корпуса Бенуа. В зале № 86 установлен специальный экран, который позволяет посетителям музея наблюдать за процессом реставрации картины. Это беспрецедентное решение дает посетителям возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».