Сегодня день рождения художника Александра Головина
1 марта 2024—1 марта 2024
1 марта исполняется 161 год со дня рождения живописца, театрального художника Александра Яковлевича Головина (1863, Москва – 1930, Детское (сегодня Царское) Село, г. Пушкин).
Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным.
В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ. В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности. Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.
Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства». Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903). В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда. Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910). Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей.
В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).
Дополнительная информация:
Подробную биографию и другие материалы можно посмотреть на сайте Александр Яковлевич Головин. Сайт о художнике
В 2013 году в Русском музее прошла выставка "Александр Головин. 1863-1930", приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А.Я.Головина. Предлагаем прочитать статью Владимира Круглова "Александр Головин в собрании Русского музея" (журнал "Третьяковская галерея") и посмотреть специальную лекцию о выставке и творчестве художника. Лектор — Елена Валерьевна Станкевич, заведующая методическим отделом Русского музея.
Работы А.Я. Головина в собрании Русского музея.
Лекция «Мечты об Испании» – о творчестве Александра Яковлевича Головина в рамках проекта «Живые картины: от театра к мультимедиа» рассказывает Светлана Владимировна Бирюкова, искусствовед, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».
Специальный выпуск «Александр Головин» (журнал "Третьяковская галерея")
Театральное наследие Головина и Бахрушин (журнал "Третьяковская галерея")
«ПО СЛЕДАМ МАСКАРАДА» (документальный фильм А.Чепурова о спектакле Вс.Мейерхольда «Маскарад»).
Головинский зал в музее Александринского театра
Одной из уникальных театральных работ Александра Головина стал спектакль «Маскарад». 25 февраля 1917 года в Александринском театре, в дни Февральской революции, в Санкт-Петербурге, состоялась премьера спектакля по драме Михаила Лермонтова в легендарной постановке Всеволода Мейерхольда. Работа над спектаклем продолжалась более 6-ти лет. Александр Головин выполнил около 4000 эскизов. Ни один предмет не был взят из подбора, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина. Все рецензенты писали, что Мейерхольд и Головин явили Петрограду зрелище роскошное и страшное, пышное и трагическое, «последний спектакль царской России».
Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год. ГРМ
Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы
Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год
А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х. Фотография Музей МХАТ
Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.
А.Я.Головин. Автопортрет на фоне золотистого платка. 1920. Собрание Р. Б. Куниной. Ленинград
А. Я. Головин. Автопортрет. 1919. Собрание Шункова. Москва