16 августа 2024
Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарховка под Петербургом. 7 февраля 1942 года, художник умер от голода в блокадном Ленинграде.График, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой (1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Во Франции иллюстратор сдружился с советским дипломатом В. П. Потемкиным, который помог Ивану Яковлевичу вернуться на родину после долгих шестнадцати лет эмиграции. Осенью 1936 года художник со своей семьей приехал в родной Ленинград. Там ему предложили работать на кафедре в Институте живописи, а также заниматься театральным оформлением. Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук. Помимо этого он продолжал создавать циклы иллюстраций к произведениям, в том числе книг Толстого, Лермонтова и прочих.
«Мы были поражены ростом нашей страны, ее строительством и поголовной учебой» — вспоминал Билибин. — «Сразу же для меня начались книжные работы. В октябре того же 1936 года я получил предложение от Театра им. Кирова сделать эскизы декораций и костюмов к опере „Царь Салтан“ Римского-Корсакова. Как и в Париже и Праге, половину костюмов делала Щекатихина. Успех, по утверждению и самого театра, и публики, был очень большой и шумный. От театра, по предписанию из Москвы, и я, и художница Щекатихина получили официальную благодарность».
Осенью 1941 года была запланирована персональная выставка работ художника, но все планы разрушила война.
Одной из его последних работ стали иллюстрации к былинному циклу «Дюк Степанович», над которыми он работал до последнего дня, несмотря на все трудности и болезни. Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его похоронили на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Билибин стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Он иллюстрировал былины, русские народные сказки, сказки А. С. Пушкина. Художник соединил в своем творчестве традиции народного искусства, идущие от лубка, с принципами профессионального искусства и использовал знание бытовых реалий прошлых эпох, почерпнутые из путешествий по северу России, и, конечно, древнерусского искусства. Яркие и звучные по цвету, отличающиеся изысканной графической культурой работы Билибина получили высокую оценку современников, а книги в его оформлении переиздаются уже больше века.
Сказки с иллюстрациями Ивана Билибина
Цифровой альбом «Иван Билибин», который объединяет более 70 произведений из коллекции Русского музея.
Семья:
Первая жена — Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874—1962). Художник, книжный график, театральный художник. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877—1934). Мать его сыновей Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию. Сыновья Билибина: Александр Иванович прожил шестьдесят девять лет, работал в основном как театральный художник, но писал также маслом. Иван Иванович стал журналистом, добился определённой известности
Вторая жена (гражданский брак) — Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Художник по фарфору, график. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 год.
Третья жена — Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967). Известный художник по фарфору, живописец, график. С 1908 года жила в Петербурге. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе. Жена Билибина с февраля 1923 года. С августа 1925 года жила с мужем во Франции, в Париже. В 1936 году вернулась с сыном от первого брака и мужем в Ленинград, продолжила работу на заводе. Александра Щекатихина с сыном Мстиславом благодаря своевременной госпитализации выжили. В 1955 году в СССР прошла её первая персональная выставка.
Фарфор в творчестве Александры Щекатихиной-Потоцкой (Автор: старший научный сотрудник, хранитель коллекций фарфора и стекла в ГМЗ «Царское село» Е.А. Еремеева)
Работы художницы в коллекции Русского музея
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея