Сегодня день рождения одного из ведущих мастеров русского символизма Виктора Борисова-Мусатова
14 апреля 2024—14 апреля 2024
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 [14] апреля 1870, Саратов — 26 октября [8 ноября] 1905, Таруса) — русский художник, живописец, мастер символической живописи, его самобытные работы в свое время вдохновляли художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых (урожд. Коноплевой), бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь.
Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище, в котором получил первоначальные знания и навыки рисования от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно», 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада. С 1884 по 1887 гг. проходил обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И. Ф. Ананьева — первом в Саратове специальном учебном заведении, расположенном в доме Недоноскова, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству, подготовку к поступлению в Академию художеств. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств под руководством В. В. Коновалова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Вступил в Союз русских художников. После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.
Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию. С 1898 года жил в основном в Саратове (ныне —
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова). В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.
Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.
В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки.
На могиле художника в 1910 году установлено надгробие работы его одноклассника, саратовского скульптора А. Т. Матвеева. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.
В 1906 году Борисову-Мусатову был посвящён третий номер журнала «Золотое руно».
Семья:
Сестра – Елена
Эльпидифоровна Борисова-Мусатова
Жена – художница Елена Борисовна Александрова
Дочь – Марианна
(01.01.1905 – 25.01.1991), книжный график, ч
лен Союза художников СССР.
Фильм "М.В. Борисова-Мусатова и С.Н. Тройницкий в 1930-1940-е годы. Жизнь и творчество". Автор: Платонова Елена Станиславовна, старший научный сотрудник отдела "Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова" СГХМ имени А.Н. Радищева
Биография В.Э. Борисов-Мусатова на сайте Радищевского музея
Работы В.Э.Борисова-Мусатова в коллекции Русского музея
В 2017 году в Михайловском замке проходила выставка «Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества "Голубая роза"»
"Элегия. Виктор Борисов-Мусатов". Документальный фильм на телеканале Культура
В.Э.Борисов-Мусатов. Автопортрет (1904-1905)
В.Э.Борисов-Мусатов
В.Э.Борисов-Мусатов
В.Э.Борисов-Мусатов. Автопортрет. Пермская государственная художественная галерея.Картинная галерея
Виктор Борисов-Мусатов в молодости
В.Э.Борисов-Мусатов. У водоема 1902. Русский музей. На картине изображены Елена Борисова-Мусатова, сестра художника и его жена Елена Александрова
Марианна Борисова-Мусатова
В.Э.Борисов-Мусатов Автопортрет с сестрой. 1898. Русский музей
Марианна Борисова-Мусатова