5 ноября 2024
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24 октября (5 ноября по новому стилю) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния — 15 февраля 1939, Ленинград) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСРРодился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
В Париже он познакомился со своей будущей женой Марией-Маргаритой Йованович.
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
В последние 10 лет жизни у Петрова-Водкина развился туберкулез. Врачи запретили ему пользоваться масляными красками — это было опасно для здоровья. И все же художник строил планы на будущее, надеясь выздороветь. Эти планы не сбылись. Художник создал всего несколько портретов, а также работы «1919 год. Тревога», «Новоселье». В свободное время он писал мемуары — «Хлыновск. Моя повесть» и «Пространство Эвклида». Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Через некоторое время его жена Мария Федоровна передала музею города Хвалынска весь архив художника: письма, фотографии, рисунки и картины, а также личные вещи. Настоящим памятником Кузьме Сергеевичу стала ее книга мемуаров, которую она назвала «Мой великий русский муж».
Семья:
Жена - Мария Федоровна Петрова-Водкина (урожденная Мария-Маргарита Йованович)
Дочь - Елена (в замужестве Елена Кузьминична Дунаева, 1924 – 2008)
Внучки – Дунаевы Александра, Марина и Зинаида (по мужу Зинаида Павловна Барзилович, автор книги о своем деде. "Петров-Водкин: В центре Жизни Жизней. Воспоминания, письма, документы." СПб.: АРКА, 2018. Составитель Зинаида Барзилович)
К.С.Петров-Водкин. Портрет М. Ф. Петровой – Водкиной, жены художника. 1913. Государственная Третьяковская галерея
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея