ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения у амазонки русского авангарда Александры Экстер

Сегодня день рождения у амазонки русского авангарда Александры Экстер - События

Сегодня день рождения у амазонки русского авангарда Александры Экстер

18 января 2025

Александра Александровна Экстер (в девичестве — Григорович, 6 [18] января 1882 — 17 марта 1949) — русская, советская и французская художница-авангардистка, график, дизайнер, театральный художник. Работала в стилях кубофутуризм и супрематизм. Одна из основоположниц стиля «ар-деко».

Александра Экстер – одна из самых ярких и знаменитых художниц русского модернизма. Родилась в еврейской семье коллежского асессора А.А. Григоровича в польском Белостоке. Семья переехала на Украину в 1885 году, в город Смела, затем в Киев. Обучалась в Киеве в Ольгинской женской гимназии, закончила ее в 1899 году. Художественное образование получила в Киевском художественном училище, там познакомилась с А. Лентуловым, А. Архипенко и другими молодыми художниками. В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Н.Е. Экстера. Тогда же создала в своём доме салон-мастерскую, ставший местом встреч авторов киевского авангардного искусства. В 1907 году уехала в Париж, поступила в парижскую академию Гранд-Шомьер (Académie de la Grande Chaumière). Посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо и писателем Гийомом Аполлинером.

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Давидом Бурлюком выставку «Звено» (в составе художественной группы «Венок–Стефанос»). 

В 1910 в Париже Экстер сняла мастерскую, расположенную в доме 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Она была вхожа в парижский салон Е.И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса и подруги В.В.Кандинского и Сони Делоне, часто бывала у Сержа Фера (С.Н.Ястребцова), знакомого Экстер ещё по Киеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Благодаря дружбе с Робером и Соней Делоне она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Хервартом Вальденом. 

В 1912 году в Париже проходит большая выставка футуристов. В этом же году в Салоне Независимых Р. Делоне выставляет первые «симультанные» композиции.
В том же 1912 году А. Экстер участвует в 28-й выставке Салона Независимых в Париже вместе с другими русскими художниками - А. Архипенко, М. Шагалом, В. Кандинским, П.Кончаловским, И.Машковым и др. Участвует в выставке кубистов «Золотое сечение» в Париже. 
В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи. 

Участвовала в наиболее значительных выставках авангардного искусства в России (Бубновый валет, Союз молодежи, Трамвай В) и Франции (Société des Artistes Indépendants). В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» и выставки, ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве. 

В 1914 году по приглашению Н. Кульбина в Россию приезжает Ф.Т. Маринетти. Кульбин организует несколько выступлений Маринетти в Петербурге и Москве, и по его рекомендации Маринетти приглашает участвовать в футуристической выставке в Риме О. Розанову, А. Архипенко и А. Экстер. Выходит сборник футуристов «Гилея» - «Молоко кобылиц» со стихами В. Хлебникова, В.Маяковского, В. Каменского и с рисунками А. Экстер, Д. и В. Бурлюков. А. Экстер также принимает участие в оформлении «Первого журнала русских футуристов» (Москва, 1914). В этот же году участвует в выставке группы М. Ларионова «№ 4» (футуристы, лучисты, примитивисты) в Москве (Кат. Прогулка в лесу; Город в круге; Киев; Генуя). Участники: М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Зданевич, В. Каменский, М. Ле-Дантю, В. Чекрыгин, А. Шевченко и другие.

В 1915 году вступила в группу Казимира Малевича «Супремус». Кроме Экстер в «Супремусе» состояли Алексей Крученых, Ольга Розанова, Надежда Удальцова​ и другие авангардисты. В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели сел Вербовка и Скопцы. В 1916 году для издательства «Центрифуга» приготовила так и не изданный альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес». В следующем году для того же издательства выполнила обложку книги И. Аксёнова «Пикассо и окрестности». Для декоративно-прикладного искусства создавала рисунки на платьях, платках, скатертях, подушках, декоративных ширмах, абажурах.

После смерти мужа в 1918 году в Киеве вместе с И. Рабиновичем открыла мастерскую декоративно-прикладного искусства, в которой занимались П. Челищев, А. Тышлер, Н. Шифрин, А. Петрович и другие. Готовила эскизы костюмов для танцевальных и балетных номеров Брониславы Нижинской, сестры В. Нижинского, открывшей в Киеве танцевальную «Школу движения». В 1920 году переехала в Москву, вышла замуж за драматического актёра Георгия Георгиевича Некрасова. 

На выставке «Трамвай В» в 1915 году Александра Экстер познакомилась с режиссером Александром Таировым​. Он пригласил художницу в московский Камерный театр. Таиров хотел, чтобы Экстер придумала костюмы и декорации к нескольким его спектаклям. Первой работой художницы в Камерном театре стала постановка драмы «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского. Премьера спектакля состоялась 2 ноября 1916 года. Экстер создала несколько эскизов костюмов, вместе с Верой Мухиной​ оформила декорации. Алиса Коонен вспоминала: «Оформление Экстер, которое на премьере произвело впечатление разорвавшейся бомбы, как ни странно, было безоговорочно принято и взыскательными знатоками и сварливой буржуазной критикой». 

В 1917 году Экстер оформила спектакль «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда, а потом начала работать над постановкой трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира​. Их Экстер создавала несколько лет. Премьера спектакля состоялась 7 мая 1921 года. Больше над спектаклями Камерного театра Александра Экстер не работала, кроме эскизов к неосуществленному спектаклю по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Ее костюмы и декорации часто ругали критики и другие художники. Они считали, что авангардное оформление не подходит классическим пьесам.

В 1921 году разработала образцы рисунков ситца для промышленного производства. Сотрудничала с Мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея», создавала парадную формы для Красной армии. Вместе с знаменитым скульптором Верой Мухиной оформила в 1923 году павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1 Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1924 году участвовала в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В этом же году вышел фильм Якова Протазанова «Аэлита», в котором марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой

В 1925–1930 годах по приглашению Фернана Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже. Берлинская галерея «Штурм» в 1927 году организовала её первую выставку в Германии. Затем состоялась её персональная выставка в Лондоне – в «Claridge Gallery». Ещё через год в Париже в «Galerie des Quatre Chemins» прошла выставка «Александра Экстер. Театр. Макеты, декорации, костюмы». С 1930 года поселилась в пригороде Парижа Фонтенбло. В Россию больше не возвращалась. В 1930–1940-е годы всё меньше внимания уделяла станковому творчеству, основными направлениями её работы стали оформление интерьеров, роспись керамической посуды. В эти годы вышел альбом «Александра Экстер. Театр Декорации» (1930) с предисловием А. Таирова. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits, создавая уникальные, выполненные от руки книги, у каждой страницы имеет авторский автограф. Экстер печатала их в одном, иногда – в трех-пяти экземплярах.

В конце жизни художница поселилась в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. Она почти не занималась творчеством и часто болела. Умерла Александра Экстер 17 марта 1949 года. Похоронили ее на местном кладбище.



Работы А.А.Экстер в Русском музее


Биография А.А.Экстер в Энциклопедии русского авангарда

Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой Lamanova.com об А.А.Экстер

Посмотреть картины А.А.Экстер
Александра Александровна Экстер

Александра Александровна Экстер

Александра Александровна Экстер в своей мастерской в Париже. 1925-1926 гг.

Александра Александровна Экстер в своей мастерской в Париже. 1925-1926 гг.

А.А. Экстер со своим мужем Н.Е.Экстером в Киеве. Фотография. 1900-е гг.

А.А. Экстер со своим мужем Н.Е.Экстером в Киеве. Фотография. 1900-е гг.

Александра Экстер на выставке «Трамвай В» (у работ Надежды Удальцовой. Петроград, 1915 год

Александра Экстер на выставке «Трамвай В» (у работ Надежды Удальцовой. Петроград, 1915 год

Зоя Иванова, Вера Мухина, Александра Экстер (слева направо) Фонтене-о-Роз около Парижа 1937 год

Зоя Иванова, Вера Мухина, Александра Экстер (слева направо) Фонтене-о-Роз около Парижа 1937 год

Александра Александровна Экстер

Александра Александровна Экстер

А.А.Экстер. Конструктивный натюрморт 1920-1921. Русский музей

А.А.Экстер. Конструктивный натюрморт 1920-1921. Русский музей

А.А.Экстер. Вакханка. Эскиз костюма к спектаклю "Фамира Кифарэд" по пьесе И. Анненского. Московский Камерный театр. Собрание С. А. Шустера, Санкт-Петербург

А.А.Экстер. Вакханка. Эскиз костюма к спектаклю "Фамира Кифарэд" по пьесе И. Анненского. Московский Камерный театр. Собрание С. А. Шустера, Санкт-Петербург



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее