ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения живописца Михаила Константиновича Клодта

Сегодня день рождения живописца Михаила Константиновича Клодта - События

Сегодня день рождения живописца Михаила Константиновича Клодта

11 января 2025

Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 (11 января) 1833, Санкт-Петербург — 16 (29) мая 1902, Санкт-Петербург) 
Живописец, педагог. Сын К. К. Клодта, племянник скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника М. П. Клодта.

В обзоре Академической выставки 1867 года знаменитый критик В. В. Стасов писал:
«Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины».


Родился в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Пётр Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени. Первоначально обучался горному делу в Корпусе горных инженеров, но учёба не нравилась Михаилу, и он часто пропускал занятия. Лишь занятия по рисованию, которые в корпусе вёл Иван Хруцкий, вызывали в нём удовлетворение. 
В 1851 году в 18 лет поступил в Императорскую Академию художеств, где с большим увлечением проходил обучение в классе Максима Воробьёва, преподававшего пейзажную живопись. В 1853 году за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников. По свидетельству летописца семьи Григория Клодта, молодой художник отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов.

В 1855 году был удостоен большой серебряной медали, а в 1857 году за написанную в 1854 году картину «Вид на острове Валаам» ему была вручена малая золотая медаль, а само полотно было выставлено на академической выставке 1857 года и получило хорошие критические отзывы. Иван Крамской писал об этой работе: «…оригинальность Клодта вылилась здесь вполне и окончательно определилась, не изменяясь и впоследствии. Холодная гармония красок, удивительная окончательность и стереоскопический рельеф делают эту картину самой характерной».

После окончания Академии художеств в 1858 году получил звание художника первой степени, а за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» ему была вручена большая золотая медаль и право на поездку за государственный счёт в Европу сроком на три года. В мае 1858 года приехал в Швейцарию, где поселился в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не вдохновляла художника, и вместо плодотворной работы в его творчестве начался спад. Живописец принял решение сменить обстановку и переехал в Париж, рассчитывая, что мировая столица искусств вдохновит его. В столице Второй империи он познакомился с представителями барбизонской школы — Теодором Руссо, Шарлем Франсуа Добиньи, Камилем Коро, а также встретился со своим двоюродным братом Михаилом Петровичем Клодтом, вместе с которым отправился сначала в Бретань, а затем — в Нормандию. Но и здесь художник не нашёл удовлетворёния — французская архитектура и живопись не произвели на него впечатления, чужая природа не вдохновляла, а французская и швейцарская живописные школы показались ему «неопрятными и неоконченными» и недостойными подражания.

Получив официальное разрешение от Академии, в январе 1861 года Михаил Клодт вернулся в Россию. Академия художеств разрешила продолжить ему творческое путешествие уже в России и даже продлила ему срок пенсионерства. Летом того же года он познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович, дочерью адмирала Михаила Станюковича и сестрой начинающего писателя Константина Станюковича, и сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре, по настоянию родных, женился на Елизавете Гавриловне Владимирцовой.

По результатам поездки в Европу, Клодт в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». За эти работы в 1862 году Михаил Константинович получил звание академика и продление срока пенсионерства ещё на один год.

Летом 1863 года художник вместе с женой был приглашён погостить у родственников в Мценском уезде Орловской губернии. Среди его успешных работ этого периода — картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864). Полотно «Большая дорога осенью» с изображением типичного неброского русского пейзажа. За картину «Вид в Орловской губернии» живописец в 1864 году получил звание профессора, а следовательно, право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.

Весной 1866 года снова уехал на Орловщину, где много работал. По возвращении в Санкт-Петербург, овдовевший Михаил Константинович повторно сделал предложение Елизавете Михайловне Станюкович и, в январе 1867 года они обвенчались, а в ноябре того же года у них родился сын Пётр. В этот период Клодт создал множество полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии», «Аллея в березовой роще».

В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Клодт, и следующее десятилетие его жизни связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». На выставке также был представлен и портрет самого Клодта работы Ивана Крамского. Критики того времени отмечали, что лучшими пейзажами на выставке явились работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и картины Клодта.
На второй выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», которая вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой Алексея Венецианова. Наряду с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели», это полотно стало одним из живописных символов России. Картина была куплена прямо с выставки Павлом Третьяковым в свою коллекцию и в настоящее время находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Впоследствии, в 1873, 1879 и 1881 годах, написал ряд повторений полотна для различных российских музеев.

В 1873 году был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работающими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, Александр Беггров и другие. В то же время в развернувшемся в это время в русской художественной среде конфликте вокруг Василия Верещагина, Клодт не поддержал профессорский состав Академии и встал на защиту баталиста. 

В течение этого периода ежегодно совершал творческие поездки по стране и создал серию полотен, которые вошли в золотой фонд русского пейзажа. Его работы, такие как «Крестьянка у сломанной телеги со льном» (1873), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Рожь» (1877), «Коровы на водопое» (1879). В это же время под воздействием творчества Ивана Шишкина в работах Клодта возрастают эпические мотивы в написании русской природы («Лесная даль в полдень»).

В конце 1870-х годов развёлся с женой, а в 1880 году у художника возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. 21 марта 1879 года на общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок в ревизионную комиссию были избраны Архип Куинджи и Михаил Клодт[15], и тогда же, вскоре после закрытия выставки, в газете «Молва» за подписью «Любитель» появилась статья, в которой автор отказывал Куинджи в истинном таланте и утверждал, что суть его живописи лишь в особом освещении, которым живописец злоупотребляет, где только может. Вскоре выяснилось, что автором статьи в газете является Михаил Клодт[9][15]. Куинджи потребовал исключить Клодта из Товарищества, а не добившись желаемого, покинул его сам. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года. 
В этот же период им написана небольшая работа «Коровы на водопое» (1879) с аккуратно выписанными фигурами животных. Пейзажи Клодта всегда характеризуются пристальным вниманием к природе и одновременно её лирическим восприятием. Критик В. В. Стасов называл художника «живописцем поэтических сельских настроений».

Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
После оставления Товарищества передвижников художник продолжил путешествовать по России и создавать новые произведения. Из его работ этого периода интересны «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. По мнению одних авторов, вскоре у него развилось психическое расстройство — по вечерам он стал «слышать голос», по мнению других — страдал алкоголизмом. В 1886 году он был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть, и вместе с сыном от первого брака Борисом жил в снятой внаём небольшой квартире на Коломенской улице. Борис Михайлович умер в 1899 году в возрасте 36 лет. Имя самого Михаила Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. О последних годах его жизни практически ничего не известно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей.

Скончался 16 (29) мая 1902 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Семья:

Первый брак: Елизавета Гавриловна Владимирцова.

сын - Борис Михайлович

Второй брак: Елизавета Михайловна Станюкович, дочь адмирала Михаила Станюковича и сестра писателя Константина Станюковича. 

сын - Пётр Михайлович, барон Клодт фон Юргенсбург (с 24 марта 1916 года — Красинский) (13.11.1867, Санкт-Петербург — 1920, Севастополь) — командир канонерской лодки «Грозящий» и транспортного судна «Волхов», помощник командира 1-го флотского экипажа (1913—1917).


Картины М.К.Клодта в коллекции Русского музея

Русский музей. «Художественная династия Клодтов». Онлайн-лекция. Лектор: Ольга Григорьевна Клодт-Володина – художник, иконописец, преподаватель.

Специально к выставке «Художественное наследие семьи Клодтов», которая проходила в Михайловском замке в 2020 году,  подготовлен виртуальный гид «Семья Клодтов» в бесплатном мобильном приложении дополненной реальности «Артефакт».
Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871. Холст, масло. Третьяковская галерея

Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871. Холст, масло. Третьяковская галерея



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее