ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Владимир Давидович Баранов-Россине

Владимир Давидович Баранов-Россине - События

Владимир Давидович Баранов-Россине

13 января 2025

Владимир Давидович Баранов-Россине (настоящее имя и фамилия — Шулим-Вольф Лейб Баранов, псевдоним — Даниэль Россинэ; 1 [13] января 1888[, Великая Лепетиха, Таврическая губерния — январь 1944, концлагерь Освенцим, гау Верхняя Силезия) — русский художник, авангардист, живописец и скульптор.

В 1902—1908 годах учился в Одесском художественном училище. Выпущен оттуда учителем черчения и рисования. В 1908 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, но был отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса.

В 1907—1910 годах вместе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком, Александрой Экстер и другими молодыми художниками участвовал в первых выставках русского авангарда в составе художественной группы «Венок—Стефанос»: «Стефанос» (Москва, 1907—1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909), «Импрессионисты» (Херсон, Вильно 1909—1910).

В 1909—1910 годах путешествует по Европе и обосновывался в Париже. Дружил с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни, стал обитателем знаменитого парижского дома «Улей».

В это время началась его дружба с Робером Делоне и Соней Делоне, и Баранов увлекся идеей выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра. Выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. В это время он берет себе псевдоним Даниэль Россинэ. В Салоне независимых Баранов-Россине выставил первые полихромные кубистические скульптуры; его скульптура «Симфония № 2» привлекла всеобщее внимание. Молодого художника хвалил Гийом Аполлинер.

Во время Первой мировой войны жил в Норвегии, где окончательно сформировался его художественный стиль. Там же, в Норвегии, в городе Осло (тогда — Христиании) состоялась его первая персональная выставка. Художник углублённо изучает проблемы синтеза музыки и цвета, продолжая идеи орфистов. В это время он сконструировал «оптофоническое» (цветомузыкальное) пианино и давал первые оптофонические концерты в Христиании и Стокгольме.

В 1917 году после Февральской революции вернулся в Россию. Преподавал в Свободных художественных мастерских (Петроград), во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, участвовал вместе с группой известных художников в оформлении площади Восстания в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, писал большие революционные панно. В 1917 году в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде состоялась выставка, на которой Баранов-Россине выставил более 60 своих произведений, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев. В 1918 году организовал мастерскую в здании бывшей Академии художеств в Петрограде.

По мнению известного специалиста по военной форме, историка А. Б. Степанова именно художник В. Д. Баранов-Россине, который в 1918 году был членом комиссии по выработке форм обмундирования для Красной армии, осуществил окончательную прорисовку на основе предложенных проектов эскиза будёновки и остальных элементов новой формы рабоче-крестьянской Красной армии.

В начале 1920-х годов художник, развивая идеи А. Н. Скрябина, продолжает заниматься проблемами светомузыки и создает клавир — новый вариант оптофона, каждая клавиша которого соответствует не только определённому звуку, но и цвету (свет, проходя через оптические фильтры, проецировался на экран — «хромотрон»). Два цветовизуальных концерта были даны им в 1923—1924 годах в театре В. Э. Мейерхольда и в Большом театре в Москве. «Партию света» исполнял сам художник. Оптофон Баранова-Россине был встречен публикой одобрительно. Он считал, что его изобретение можно использовать в массовых действиях, в проецировании изображений и лозунгов на облака или дым.

В 1925 году, несмотря на признание конструкции советским патентным ведомством, обилие выставок и деканство во Вхутемасе, художник вместе с семьёй уехал в Париж. Во Франции Баранов-Россине вновь запатентовал оптофон, организовал Оптофоническую академию, проводил аудиовизуальные исследования, давал оптофонические концерты, преподавал и, с помощью своего изобретения, пытается воспитывать «визуальные восприятия» у учеников. Он также был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей). Во второй половине 1920-х годов Баранов-Россине заинтересовался направлением сюрреализм, выставляется в Салоне независимых.

В 1930-е изобретает «Фотохронометр» («хромофотомер»), позволяющий определять качество драгоценных камней, а в 1939–1941 пытается применить искусство цвета в военном деле и создаёт «пуантилистический камуфляж» (совместный коммерческий проект с Робером Делоне). В 1939 году он запатентовал «хамелеон-метод» («пуантилистически-динамичный камуфляж») как способ маскировки войск. Этот патент лёг в основу пятнистого камуфляжа.

В ноябре 1943 года был арестован гестапо, в январе 1944 года погиб в концлагере Освенцим.


Полная биография В.Д. Баранова-Россине в Энциклопедии русского авангарда

Картины В.Д.Баранов-Россине в коллекции Русского музея

О художнике рассказывает коллекционер и писатель Евгений Деменок

Колганова О. В. Светозвуковой инструментарий В. Баранова-Россине и Г. Гидони // Вопросы инструментоведения. Вып. 11: сборник статей и материалов XI Международного конгресса «Благодатовские чтения» : сборник / отв. ред. И. В. Мациевский, ред.-сост. О. В. Колганова. — СПб. РИИИ, 2017—2018. — С. 229—239.
В.Д.Баранов-Россине. Автопортрет. Французский Государственный музей современного искусства

В.Д.Баранов-Россине. Автопортрет. Французский Государственный музей современного искусства

В.Д.Баранов-Россине. 1907-1908 годы

В.Д.Баранов-Россине. 1907-1908 годы

В.Д.Баранов-Россине. Автопортрет с кистью, 1907 год. Частная коллекция

В.Д.Баранов-Россине. Автопортрет с кистью, 1907 год. Частная коллекция



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее