Восточный павильон
Посещение организовано по сеансам
Понедельник | 11:00—18:00 |
Вторник | Выходной |
Среда | 11:00—18:00 |
Четверг | 11:00—18:00 |
Пятница | 11:00—18:00 |
Суббота | 11:00—18:00 |
Воскресенье | 11:00—18:00 |
Западный павильон
Понедельник | 11:00—18:00 |
Вторник | Работа лектория |
Среда | 11:00—19:00 |
Четверг | 11:00—19:00 |
Пятница | 11:00—19:00 |
Суббота | 11:00—19:00 |
Воскресенье | Выходной |
Восточный павильон:
Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10
Западный павильон:
Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8
Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
Трамвай: № 3
18 мая 2017—18 мая 2017
Время проведения: 18 мая в 12:00
Место: Центре Мультимедиа Русского музея (Инженерная ул., 8)
Вход свободный. Предварительная запись по телефону (812) 347-87-05
Онлайн трансляция на сайте www.npvrm.ru при поддержке НП "Виртуальный Русский музей"
Лекцию читают:
Жанна Аркадьевна Максименко - художник-реставратор сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея
Карина Чарыкова - сотрудник сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея
История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г. в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный Амвон византийской православной традиции. Конструкция была вырезана из дерева и собрана в 1533 г. как центральный элемент храмового комплекса – собора Святой Софии в Великом Новгороде. Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении, Амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры «человечков» нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы).
Проекты реставрации памятника готовились не раз (впервые – в 1923 г.), но, к сожалению, так и не были реализованы. В 1990-е годы вновь встал вопрос о реставрации памятника. Были подготовлены обмеры, составлены описания состояния сохранности, проведено комплексное технологическое исследование памятника: анатомический и дендрологический анализы древесины, физико-оптические исследования (в ультрафиолетовом диапазоне излучения и в инфракрасных лучах), химический анализ грунта и некоторых пигментов.
Изначально Амвон включал в себя более 50 конструктивных деталей и около 192 деталей резного декора, большинство из которых дошло до наших дней.
Диаметр Амвона в собранном состоянии (2,26 м.) превышает ширину основных дверей Михайловского дворца Русского музея. Поэтому, одним из необходимых условий для перемещения памятника из фонда древнерусского прикладного искусства - в реставрационную мастерскую был полный демонтаж фрагментов. Последний раз подобным образом Амвон разбирали в самом начале Отечественной войны 1941-1945 гг. Тогда экспонат в срочном порядке был разобран на четыре крупных фрагмента, для чего пришлось распилить несущую конструкцию. Детали Амвона были упакованы в ящики и подготовлены для второго этапа эвакуации экспонатов Русского музея в Пермь. Но в связи со стремительным развитием ситуации на фронте и тем, что уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда все экспонаты в том числе и ящики с элементами Амвона были размещены в подвальных помещениях Русского музея. Они находились там вплоть до 1946 года, когда памятник был распакован и вновь собран уже в помещении фонда древнерусского прикладного искусства, где он хранился до настоящего времени.
В настоящее время реставрационные работы полностью завершены. Памятник экспонируется на выставке "Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария" в залах корпуса Бенуа Русского музея.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея