Имя Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944) неразрывно связано с расцветом лирического пейзажа в эпоху «Серебряного века» русской культуры. Ученик Василия Поленова и Исаака Левитана в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), Жуковский развивал в своем творчестве традиции реалистического пейзажа второй половины ХIХ столетия, обогатив отечественный «пейзаж настроения» достижениями импрессионизма, «сказал» свое, ни на кого не похожее слово в живописи, проявил себя как незаурядный колорист. Его волновали состояния природы на грани смены времен года и часов дня. Им создано множество полных лиризма «лунных ночей», «поздних снегов», «ранних весен», близких образам в отечественной поэзии и музыке. Звучны по цвету, праздничны созданные Жуковским изображения «золотой осени». Подобно Ивану Бунину, Антону Чехову, Андрею Белому, в годы, когда рушилась насчитывавшая несколько веков старая усадебная культура, его более чем кого-либо из русских живописцев, волновали мотивы старинных дворянских усадеб. В его интерпретации усадебные пейзажи звучат то оптимистично, то пронизаны светлой меланхолией, предчувствием утрат, отражая сложные переживания людей начала ХХ века, кануна революций и череды воин. Верный пейзажному жанру Жуковский, кроме того, писал хоть и изредка, но всегда удачные портреты и натюрморты, театральные декорации. В конце 1900-х – начале 1920-х годов мастер сыграл важную роль в возрождении старинного жанра усадебных интерьеров в отечественной живописи. Усадебные интерьеры художника обладают большой эстетической и исторической ценностью, поскольку изображают «объекты», в годы революций и войн в большинстве своем безвозвратно утраченные.
Жуковский активно экспонировал свои полотна на многих выставках в России и за границей, но считал для себя приоритетными ежегодно проходившие в обеих российских столицах экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок.
Отмеченные блестящим мастерством исполнения и искренним лиризмом творения Станислава Жуковского в беге времени не обрели оттенок старомодности, не утратили своей актуальности, они продолжают благотворно питать современную российскую культуру. На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения мастера, будут представлены его работы 1890-х – 1920-х годов из собраний Русского музея и Музея-квартиры И.И. Бродского (филиал НИМ РАХ), а также ряда частных коллекций Санкт-Петербурга.
«Он победил и время и пространство...» К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
7 июня 2024—25 января 2025
Впервые в Русском музее создана столь масштабная экспозиция, посвященная гению русской и мировой культуры. Богатейшие фонды Русского музея позволяют многогранно охарактеризовать творчество великого литератора, реконструировать культурно-исторический фон, на котором пережил становление и расцвет уникальный талант Пушкина.
Военные парады. Фарфор, акварели
15 декабря 2023—13 мая 2024
Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. Помимо тарелок, будут показаны рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея