ENG
Филиалы:
Иван Иванович Шишкин. 1832–1898
Корпус Бенуа

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898

23 июня—15 ноября 2021

Творчество Ивана Ивановича Шишкина занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Выставка из фондов Русского музея предоставит возможн...

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»
Мраморный дворец

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»

24 июня—25 октября 2021

Замысел цикла «Новые святые» родился в московском госпитале «Царицыно», где художница в 2020 году, по возвращении из Италии, находилась на карантине в «кра...

Павел Сергеевич Строганов. Итальянское путешествие
Строгановский дворец

Павел Сергеевич Строганов. Итальянское путешествие

9 сентября—15 ноября 2021

Русский музей впервые покажет 60 замечательных рисунков молодого графа Павла Строганова, который, путешествуя в сопровождении своей семьи по Ита...

Виртуальный тур «Николай Рерих. В поисках Шамбалы»
Русский музей

Виртуальный тур «Николай Рерих. В поисках Шамбалы»

9 октября

В день рождения Николая Рериха Русский музей представляет виртуальный тур по выставке «Николай Рерих. В поисках Шамбалы»

Подробнее

Акция «Неделя Покрова»
Русский музей

Акция «Неделя Покрова»

11 октября—31 октября 2021

Электронная экспозиция, посвященная церковному празднику Покрову Богородицы, развернется на 1 этаже технологичного Центра.

Подробнее

Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея. К 200-летию со дня рождения писателя.
Михайловский замок

Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея. К 200-летию со дня рождения писателя.

14 октября—15 ноября 2021

Выставка подготовлена к 200-летию со дня рождения одного из наиболее известных и часто цити...

Космизм в русском искусстве
Корпус Бенуа

Космизм в русском искусстве

10 ноября 2021—10 марта 2022

На выставке впервые собраны произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение разные стороны идей космизма, ярко проявившихся ...

/ / / Павел Строганов. Итальянское путешествие.
Часы работы музея
Строгановский дворец

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.


Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Метро: «Невский проспект»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

Павел Строганов. Итальянское путешествие. - События

Павел Строганов. Итальянское путешествие.

10 сентября 2021

9 сентября в Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие». На экспозиции представлены 60 графических произведений (карандашные наброски, карты и акварели) графа Павла Сергеевича Строганова (1823-1911), художественное наследие которого до недавнего времени было неизвестно. Юный граф во время путешествия в Италию со своей семьей запечатлел, главным образом, пейзажи южных берегов этой страны. Долгое время автор рисунков оставался неизвестен – установить принадлежность их Строганову удалось лишь в 2019 году. С помощью мультимедиа технологий посетители выставки смогут узнать о том, как проходила атрибуция изображений. Работы графа П. С. Строганова в таком объеме представлены впервые. 

Павел Строганов, путешествуя в Италию и, прожив в ней примерно полтора года, в 1839-1841 годах в сопровождении отца, графа Сергия Григорьевича Строганова (1794-1882), запечатлел виды этой страны в многочисленных рисунках. Вполне вероятно, что еще в Москве Павел посещал классы знаменитой отцовской «Строгановки» (Школы рисования по отношению к ремеслам), а затем, уже в Риме, неделю брал уроки у римского акварелиста Соломона Корроди. За полтора года Павел Строганов создал примерно 150 изображений (в Русском музее хранится 132 работы, для выставки отобрано 60). Рисунки были обнаружены в 1925 году в той части Строгановского дворца, где создана экспозиция. Оказавшись в собрании Русского музея и не имея подписей автора, листы были внесены в инвентарь музея как работы неизвестного художника, много позже было установлено авторство Строганова.

После возвращения из Италии Павел Строганов к рисованию не вернулся, но впоследствии стал известным художественным деятелем и коллекционером. Его энергия воплотилась в деятельности Общества поощрения художников и его музея. Как память о чудесной поездке в Италию в коллекции графа появилась картина Сильвестра Щедрина, три работы Джанчито Джиганте, а также произведения Габриеле Смарджасси и Алессандро ла Вольпе – представителей школы Позилиппо, к которой условно можно отнести и самого Строганова. В настоящее время эти работы находятся в Тамбовской областной картинной галерее.

В первом зале выставки на мультимедийной панели представлена презентация о работе над атрибуцией рисунков Павла Строганова. Здесь же можно познакомиться с картами окрестностей Неаполя, выполненными графом, а также со страницами его дневника конца июня 1840 года. Кроме того, в первом зале выставлена одна из самых удачных работ Строганова – вид Сорренто из Малой гавани.

Во втором зале экспозиции, посвященном пути семьи Строгановых в Италию, 
демонстрируются первые рисунки автора, созданные осенью 1839 года. От этого времени сохранилось всего десять работ, представляющих некоторые места Баварии, Австрии и Северной Италии. Вид города Инсбрук («Инсбрук. Вид близ гостиницы»,1839), а также изображение бенедектинского монастыря Бойерн в Баварии, которые можно найти в этом зале, дают представление о первых шагах Строганова-художника. С ноября 1839 года по середину мая 1840 года Строгановы жили в Неаполе. На выставке представлен рисунок этого периода – «Вид озера Астрони над озером Агниано близ Сольффотрано» (1839-1840).

В середине мая 1840 года семья Строгановых перебралась на остров Иския, где они и оставались до конца июля. В это же время Строгановы совершили поездку через Сорренто и Амальфи в Салерно, которая значительно повлияла на творчество графа. Виды Искии («Остров Иския близ Неаполя. Вилла Панелла. Набросок», 1840), Сорренто и Амальфи («Амальфи. Вид на монастырь», 1840) также можно увидеть во втором зале выставки.

Спустя месяц после первого посещения графы Строгановы вновь вернулись в Сорренто. Именно здесь, а также в Амальфи едва ли не ежедневно граф, используя графитный карандаш, создал большинство своих рисунков. Работы этого времени представлены в третьем зале экспозиции. Павел нарисовал отдельную серию изображений деревьев из сада («Оливковое дерево. Вилла Серракаприола. Сорренто», 1840), окружавшего виллу, в которой он жил. Как и его заочные учителя из школы Позилиппо, юный граф часто рисовал в Малой гавани, виды на море и Везувий («Вид на Везувий от стены монастыря капуцинов в Сорренто», 1840), открывавшиеся из Капуцинского монастыря. В конце августа была совершена поездка на остров Капри, результатом которой стало несколько пейзажей – например, вид Лазурного грота, который также показан на выставке.

Из Сорренто Строгановы в начале октября 1840 года отправились в обратный путь, в Рим, где они пробыли полгода. В это время Павел продолжал рисовать, но уже с меньшей интенсивностью. 

В четвертом зале собраны сделанные Строгановым акварелью изображения итальянских типов, независимо от места и времени их создания («Неаполитанки. Наброски», 1839; «Уличный продавец», 1839-1840). Сохранилось примерно полтора десятка таких изображений. Первые появились в Неаполе, где внимание художника привлекали лаццорони (нищие), зрители кукольного театра с Пульчинелло, монахи различных католических орденов, девушки в красочных одеждах, рыбаки. Все они изображены с большим чувством юмора, особенно продавец воды. В Риме, где Строгановы жили с ноября 1840 года по март 1841 года, граф сделал наброски с папы римского, восседающего в соборе св. Петра в окружении кардиналов в первый день нового года («Рим. Кардиналы. Наброски», 1841) и провозглашающего о Воскресении Христа на Пасху («Рим. Пасхальные наброски», 1841). В обоих случаях предметом интереса графа служили одеяния и необыкновенные головные уборы священников.  


В открытии выставки приняли участие: 
- заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Наталья Соломатина;
- заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов;
- представитель туристической компании TUI Екатерина Баштовая.


Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь» и туристической компании TUI.
Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт