Чаепитие как символ уюта, семейного очага и дружеского общения существует в России и Турции уже не одно столетие. Частью чайной традиции в обеих странах является обычай собираться семьей и с друзьями за чайным столом в саду или на природе.
Считается, что чай появился в России в первой половине XVII века: несколько сундуков сушеного листа были преподнесены царю Михаилу Федоровичу в качестве посольского дара от хана Алтына. Однако из-за удаленности Китая, доставка чая тогда была слишком дорогостоящей, и напиток долгое время оставался диковинкой. Поэтому до начала XVIII века чай подавали только в знатных домах, что объяснялось влиянием европейской моды. В 1727 году на границе с Китаем был основан город Кяхта, существующий и поныне, где был подписан Кяхтинский договор, устанавливавший торговые отношения между двумя государствами. Чай начали продавать на ярмарках, и постепенно он вошел в ежедневный обиход разных сословий, но особенно полюбился купцам. В общении с китайскими торговцами, а затем и между собой, каждую сделку они сопровождали долгим и обстоятельным чаепитием. Первые собственные плантации чая в Российской империи появились на рубеже XIX–XX веков вблизи города Батум (Грузия).
Неотъемлемой частью традиции чаепития в России является самовар. Похожий сосуд с внутренней жаровней (сбитенник) использовался до конца XVIII века, когда в Туле появилось множество мастерских, специализирующихся именно на изготовлении самоваров для чая. Большой самовар для долгих посиделок всей семьей считался показателем благополучия и состоятельности. В крестьянских же домах самовар был одним из самых ценных предметов быта.
Летом в купеческих дворах и усадьбах предпочитали пить чай на свежем воздухе. Горожане, не имевшие собственного сада, выбирались на пикник в один из парков города, а москвичи посещали специальные «чайные садочки», в которых их ждали накрытые столы и самовары. В XIX веке среди дворян, а затем и представителей других сословий, появляется мода на летние дачи. С открытием железнодорожного сообщения поездки на природу стали доступнее. Дачная веранда или беседка с красивым видом на сад или воду до сих пор остается лучшим местом для чаепития в кругу семьи и гостей.
В XX веке использование самовара в быту постепенно сходит на нет, но традиция чаепития продолжает объединять людей и дарить атмосферу тепла и уюта. В связи с демократизацией общественной жизни появляется большое количество благоустроенных городских парков, в которых горожане пьют чай в открытых кафе или чайных.
Чай в России и Турции стал неотъемлемой частью ежедневного быта, сохранив в обеих странах свое историческое значение как символ доброжелательности, семейственности и гостеприимства.
В Турции чай известен с XVII века, но массовое распространение он получил только в XX столетии. В 1918 году турецкий ботаник Али Риза Эртен изучил плантации в районе Батума и сделал вывод, что для выращивания чая подходит климат в турецкой провинции Ризе. В 1938 году в Ризе началось крупномасштабное производство. Уже в XXI веке Турция стала одним из главных в мире производителей и лидирующей страной по его потреблению.
Турецкая культура чаепития имеет свои яркие черты. Прямо на улице можно встретить çaycı (чайджи́) – продавца чая с металлическим подносом, уставленным стаканчиками. Чай предлагают в лавках на базаре, в современных магазинах и других заведениях. В больших компаниях есть специальный человек, заваривающий и разносящий чай всем служащим.
В Турции известен semaver (семаве́р), родственный русскому самовару по устройству и названию сосуд с жаровней внутри. Но в наше время более распространен çaydanlık (чайданлы́к) – сосуд для нагревания на плите, поверх которого ставится заварочный чайник. Другое украшение стола и символ чаепития в Турции – сужающиеся в середине стаканчики, называющиеся ince belli (индже́ белли́), что переводится как «узкая талия». Благодаря такой форме чай дольше не остывает.
Çay bahçesi (чай бахчеси́) – это традиционная для Турции открытая чайная, расположенная в саду. В первой половине XX века предпринятые Ататюрком реформы включали в себя создание парков в городской черте, что позволило открыть в Стамбуле множество таких общественных заведений, и уже к середине 1950-х годов чайные становятся популярными местами у горожан и туристов. Чай бахчеси принято располагать у воды (у фонтана или, например, на берегу Босфора) – красивый вид и тенистая прохлада настраивают на неторопливую дружескую беседу. К чаю подают традиционные симиты (выпечку в форме кольца с кунжутной обсыпкой) и другую закуску.
Русский музей выражает благодарность:
Мультимедиа Арт Музей (Москва)
Русский музей фотографии (Нижний Новгород)
РОСФОТО (Санкт-Петербург)
Salt Research (Стамбул)
Istanbul Research Institute (Стамбул)
Фотовыставка проходит в Летнем саду в павильоне фонтана Лакоста.
Фотопроект «Византийские маршруты Италии»
3 октября 2014—2 ноября 2014
С 3 октября по 2 ноября 2014 в Кофейном домике Летнего сада в партнерстве с Ассоциацией АСЕВ и культурным фондом «Метрополи» был представлен фотопроект «Византийские маршруты Италии».
9 июня 2014—28 июня 2014
«Россия из окна поезда» — это проект, известного фотографа Антона Ланге. Идея проекта заключается в представлении современного образа России, увиденного через объектив фотохудожника, путешествующего по железным дорогам нашей родины.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея