
Со времени открытия "Русского Музея Императора Александра III" в 1898 году, его художественные коллекции требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. Имеются многочисленные свидетельства проведения реставрационных работ над экспонатами музея в те годы. Тем не менее прямых документов, доказывающих, что в музее уже существовала реставрационная структура пока не обнаружено.
В 1906 году художник-реставратор А.Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.
После Октябрьской революции 1917 года тысячи национализированных памятников из частных коллекций, "предметов культа", принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых хранились самые разные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны реставрационных отделов.
25 апреля 1922 года такая реставрационная мастерская была организована и при Русском музее. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "особая комиссия", в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор музея Н.П. Сычёв, К.К. Романов, П.И. Нерадовский, Н.А. Околович и А.И. Кудрявцев.
Для реставрации самых разнообразных по виду и состоянию сохранности экспонатов им пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской школы реставрации. Создавать
новые методики для консервации различных материалов. В эти годы была заложена основа, на которой все последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и умения друг другу.
В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции. Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.
После войны начался новый период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится консервация произведений искусства, исключающая их дальнейшее разрушение. Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр устаревших методик, в частности, в реставрации древнерусской живописи.
Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса – стремление к более узкой специализации реставраторов. В начале 1950-х годов в Отделе реставрации организовываются новые подразделения. В 1953 году - "Сектор реставрации графики". В 1954 году - "Сектор реставрации древнерусской живописи". В начале 1960-х годов - реставрационные мастерские по деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели (1961 г.) и тканям (1961 г.). В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации гипсовой и каменной скульптуры.
Стремление к комплексному изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической и химической лабораторий. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для решения проблем сохранности и консервации экспонатов.
В 1970 году был организован "Сектор реставрации произведений декоративно-прикладного искусства". В 1981 году - "Сектор реставрации картинных рам". В самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации экспонатов, выполненных в смешанных живописных техниках (1990 г.).
В связи с увеличением за последнее время коллекции современного, во многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая мастерская по реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства. Это объекты, созданные из нетрадиционных, часто синтетических материалов, таких как пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.
Особенностью современного состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического исследования памятника до начала реставрационных работ, так и выработки на его основе оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на реставрационных советах, объективное и точное документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.
Служба реставрации музейных ценностей сегодня - это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 15 подразделений, где работают специалисты самого высокого профессионального уровня.