На выставке представлены ранее неизвестные произведения живописи Б.И.Анисфельда, которые в течение десятилетий сохранялись в семье ленинградских художников Виктора Кузьмича Тетерина и Евгении Петровны Антиповой.
В 1994 году Е.П.Антипова, выполняя волю покойного мужа, передала семь полотен Б.И.Анисфельда в дар Русскому музею. Картины Б.И.Анисфельда были завещаны Е.П.Антиповой и В.К.Тетерину их другом, художником С.Л.Абуговым, получившим их непосредственно от автора, своего соученика. Годы блокады картины пролежали свернутыми в рулон в захламленной кладовой ленинградской коммунальной квартиры. Е.П.Антипова и В.К.Тетерин сделали все, что было в их силах, для сохранения загрязненной и пострадавшей живописи, однако, профессиональная ее реставрация производилась силами специалистов уже после поступления картин в музей. Свой дар Е.П.Антипова посвятила памяти мужа - В.К.Тетерина, мечтавшего о том, чтобы работы Б.И.Анисфельда заняли достойное место в собрании Русского музея. В состав настоящей выставки, помимо картин Б.И.Анисфельда включены произведения В.К.Тетерина, часть которых также передана Е.П.Антиповой в дар музею, а также собственные работы художницы. Дирекция музея приносит дарительнице искреннюю благодарность.
Борис Израилевич Анисфельд (1879-1973) - крупнейший сценограф, живописец, график. Европейское признание принесли мастеру его театрально-декорационные работы: он оформлял спектакли в Мариинском театре, участвовал в «Русских сезонах» С.П.Дягилева в Париже, был декоратором в труппе Анны Павловой, работал в Метрополитен-опера и Чикаго-опера. В конце 1917 года художник переехал в США, где долгие годы возглавлял отделение живописи Художественного института в Чикаго. Станковые произведения Б.И.Анисфельда известны меньше. В начале 1910-х годов на выставках объединения «Мир искусства», в которых он постоянно участвовал, экспонировались пейзажи художника, привезенные из путешествий по Италии. Три итальянских этюда – «Скалистый берег и парусники», «Лошадь и баркас», «Скалистый берег» - вошли в состав нынешней выставки.
Быстрые энергичные работы синтезируют впечатления мастера, сочетая обобщенную стилизацию и конкретность отдельных деталей. Цвет - основа живописно-пластического языка Б.И.Анисфельда и главный элемент в формировании эмоционального строя его произведений. Это характерно для представленных на выставке «Розовых купальщиц», написанных под сильным обаянием французской живописи, большого незавершенного «Среднерусского пейзажа», декоративной «Дамы с фруктами» и «Дамы в зеленом» - исключительно редкого в творчестве мастера портретного жанра (изображена Фрида Анисфельд, урожденная Глясерман, жена художника).
Дар Е.П.Антиповой и В.К.Тетерина позволяет шире и многоплановей представить творчество Б.И.Анисфельда и значительно пополняет и разнообразит собрание живописи Русского музея. Поступившие в музей произведения прошли обследование в отделе технико-технологических исследований и комплекс реставрационных работ в мастерской смешанных техник (реставраторы Н.И.Русакова и А.И.Богомолов).
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968)
13 октября 2023—29 января 2024
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968) – один из самых известных художников начала ХХ века, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, видный представитель художественного объединения «Голубая роза». На выставке представлены живописные и графические работы Павла Кузнецова из собрания Русского музея и частных коллекций.
21 июля—4 сентября 2023
Выставка знакомит с лучшими образцами небольшой, но интересной и разнообразной коллекции работ отечественных художников XIX–XX веков, посвященных Африке, из собрания Русского музея.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея