В состав уникальной экспозиции, охватывающей многовековую историю христианства в России, входит свыше 400 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.
Со времени принятия христианства в 988 году русская культура обрела и в дальнейшем сохраняла христианский облик. Ее система ценностей, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Иисуса Христа. Этот образ озарял весь жизненный путь человека Древней Руси. В нем видели главный смысл и оправдание жизни. К началу XV века в художественном сознании древних мастеров сложился один из основных иконописных типов Христа Вседержителя, который в России именуется «Спас в Силах». Восседающий на троне Христос прославляется как владыка Вселенной. Его окружают ангельские силы - серафимы, херувимы, престолы и символы евангелистов. Русские художники позднее, чем другие столкнулись с проблемой изображения конкретных черт облика Христа. До начала XVIII века, кроме народного и церковного, в России не существовало никакого другого искусства. Лишь с реформами Петра I появилась живопись масляными красками на холсте.
Библейская тема оказалась сложной для художников XVIII - начала XIX столетия. От них требовалась ее новая трактовка, и многие живописцы, ориентируясь на западных мастеров, вносили в православные традиции ноты, свойственные европейской культуре. В большинстве своем живописные произведения художников этого времени (А.Егорова, А.Иванова, В.Шебуева) достаточно отстраненно воплощали евангельские сюжеты. Академическая выучка брала верх над возможностью эстетически адекватно претворить религиозное чувство. В конце 1830-х годов обратился к евангельским темам А.Иванов. Подход художника к сюжету принципиально отличался от того, что существовал в русском искусстве до него. 1860-е годы стали временем выступления молодых живописцев против традиции Академии художеств. Вскоре Н.Ге показал публике «Тайную вечерю». Реакция зрителей и критики превзошла все ожидания. Ни о какой другой картине не спорили так долго и страстно. К образу Христа в то время обращались такие разные живописцы как И.Крамской и В.Поленова, И.Репин и Г.Семирадский, В. Верещагин и В. Суриков. Идентификация себя и своей роли в обществе с Мессией становится достаточно популярной во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции. Судьба Христа в этом смысле приобретает черты архетипические.
Новое столетие принесло другие проблемы и изменило ход истории искусства. В России рубежа XIX-XX веков произошел поворот к проблеме национального самосознания. Огромную популярность приобретает в это время мессианская тема. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в искусстве М.Нестерова и В.Васнецова. В 1900 - начале 1910-х годов огромную роль при повороте в изобразительном искусстве к беспредметности сыграл интерес к народному творчеству. Среди тех, кто инициировал показ и освоение народных традиций, были художники русского авангарда. Увлекались фольклором М.Ларионов, К.Малевич, Л.Попова. Замечательный цикл евангелистов написала Н.Гончарова. В.Кандинский неоднократно изображал Святого Георгия и православные храмы. П.Филонов создал «Святое семейство», «Волхвы» и другие композиции.
Наступившее затем время принудительного атеизма исказило, но не нарушило глубоких внутренних связей народа с религией. Оказалось, что ментальность сильнее идеологии, воздействие которой не может разрушить глубины человеческой личности. Молодое поколение, официально не признаваемых мастеров, нередко использовало христианскую тематику. Проблемы XX века находили новые трактовки в темах, связанных с жизнью Христа, подтверждая вечную актуальность нравственных исканий и, соответственно, изображения Мессии. Для России это более характерно, чем для Западной Европы. Преемственность традиций сохранялась на протяжении столетий, уходя своими корнями в философию и искусство Древней Руси.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея