На персональной выставке Наталии Савиновой представлены как произведения из собрания Государственного Русского музея, уже ставшие классикой российской керамики, так и работы последних лет из коллекции самой художницы, ранее не выставлявшиеся. Работы Наталии Савиновой, одной из ведущих художников петербургской керамической школы 1970-х годов, тяготеют к камерности и гармоничной лирике, отражая взаимоотношения автора с окружающим миром. Выставка продолжает цикл экспозиций, посвящённых современному отечественному искусству.
С 1967 года, будучи студенткой 3 курса кафедры керамики художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, Наталия Савинова принимает участие в большинстве ленинградских и союзных выставках, экспонируется в Италии, Франции, Германии, Венгрии, Чили, Польше. С 1973 года Савинова является членом Союза художников СССР - России, награждена дипломом, а в 2000 году - серебряной медалью Российской Академии художеств. Постоянно экспериментируя с материалом, Наталия Савинова часто одновременно использует различные глазури, эмали, соли и люстры, придающие изображению особую игру красок - от густых тяжёлых тонов до почти прозрачных воздушных. Сочетание часто нарочитой грубости керамики, имитирующей подчас фактуру древесины или камня, и изящности росписи, несущей в себе как живописное, так и графическое начало, сообщает работам художницы неповторимость и своеобразие, а использование искусственной подсветки, выхватывающей отдельные элементы произведения, привносит камерность и интимность. В работах последнего времени в сочетании с подсветкой получили распространение зеркала или полированный металл, создающие ирреальную двойственность отражения, потусторонний мир Зазеркалья.
Сюжеты произведений Наталии Савиновой также многолики. Так, в основном, для ранних работ (сервиз «Гроза», 1975; композиция «Хорошее лето в Казантипе», 1982-1983) присуще обращение к воспоминаниям, связанным с семьей, путешествиями, близкими людьми. Как говорит художница: «Хочется замкнуться в небольшом пространстве сцены, которая увидена и почувствована давно, ещё в детстве». Другой, не менее важной темой, появляющейся в более поздних произведениях, является образ ангела (композиция «Белые ночи», 1989-1991). Грустные и веселые, счастливые и меланхоличные златовласые ангелы Савиновой не походят на канонический образ бесстрастного воина света. Они «очеловечены», переживая и, одновременно сопереживая со зрителем. Наконец, ещё одним важнейшим символом в творчестве Наталии Савиновой последних лет являются часы (композиция «Рождество», 1999; ваза «Отдых», 2000). К образу часов художники обращались и ранее, но именно ей удаётся создавать произведения, в которых часы служат элементом, подчёркивающим сиюминутность происходящего и одновременно призывающим ценить хрупкие мимолётные мгновенья. Сама автор отмечает, что красная пульсирующая секундная стрелка в её работах даёт зрителям ощущение биения пульса.
Произведения художницы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Музея керамики «Кусково», Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других, а также в частных собраниях Италии, Франции, Германии, США, Дании и Польши.
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
20 февраля—14 апреля 2025
Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ХХ века. Особой изюминкой выставки станут уникальные мозаики, не выставлявшиеся последние 50 лет.
Юрий Васнецов. К 125-летию со дня рождения
5 февраля—17 марта 2025
Художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – живописец, график и сценограф, известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Живопись Васнецова, с которой знакомит выставка, не столь известна широкому кругу зрителей.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея