На выставке, посвященной 100-летнему юбилею Информационного Телеграфного Агентства России (ИТАР - ТАСС), будут представлены плакаты, созданные в период самых драматических событий в истории России XX столетия и отражающие основные тенденции и направления российского искусства этой эпохи.
Деятельность Российского телеграфного агентства (РОСТА), выполнявшего функцию проводника линии партии в печати, и развитие политического плаката в период первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн оказывались тесно связанными. История политического плаката в России начинается в ХХ веке. Самые ранние из представленных на выставке плакатов - вышедшие в начале первой Мировой войны в московском издательстве «Сегодняшний лубок», в котором работали молодые художники-авангардисты, использовавшие в своих сатирических листах традиции народной картинки - Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и другие.
Одним из самых ярких явлений агитационного искусства революционных лет стали знаменитые плакаты «Окна сатиры РОСТА», создававшиеся художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Особую ценность плакатам Петроградского отделения «Окон РОСТА» придает уникальность каждого листа - в Петрограде плакаты изготовляли в технике гравюры на линолеуме (в Москве - трафаретным способом) и раскрашивали вручную.
Художественный язык плакатов послереволюционного десятилетия отражает ситуацию в отечественном искусстве этого периода со всем многообразием течений и направлений. Классикой советского плаката стали экспрессивные, не лишенные гротеска работы Дмитрия Моора (Орлова), сатирически-жанровые плакаты Виктора Дени, работы члена объединения «Мир искусства» Сергея Чехонина. В 1920-е годы плакатом занимался Александр Самохвалов. К лучшим образцам мирового полиграфического искусства принадлежат сложно сконструированные фотомонтажи Густава Клуциса, созданные в конце 1920-1930-х годов.
В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» советское искусство приобретает все более регламентированный характер, формируется понятие «социалистического реализма», начинается борьба с формализмом. Плакаты, призванные нести в массы сильнейший заряд оптимизма, становятся своеобразной квинтэссенцией наглядной «агитации за счастье».
В годы Великой Отечественной войны искусство плаката приобретает особую актуальность. Плакаты-призывы, сконцентрированные на решимости и воле к победе, ясны и убедительны. Большой популярностью пользовались и сатирические плакаты, представлявшие захватчиков в карикатурных, звероподобных образах. Над выпусками «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС» работали художники осажденного Ленинграда - Иван Астапов, Владимир Гальба, Валентин Курдов, Владимир Серов, Николай Тырса и многие другие. Ряд выпусков основан на натурных зарисовках, сделанных на линии фронта и в партизанских отрядах. В политическом плакате второй половины 1940-1950-х годов господствует оптимистическая патетика, создается своеобразная галерея «идеальных героев»: мужественные воины, сознательные рабочие и колхозники, трогательные дети и счастливые советские женщины.
Сегодня лозунги и идейная направленность советских плакатов потеряли свою актуальность. Однако эти плакаты являются не только напоминанием о нашей истории. Творческие находки художников и созданные ими яркие, эмоциональные образы заняли достойное место в русской художественной культуре ХХ века.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея