На выставке, посвященной 100-летнему юбилею Информационного Телеграфного Агентства России (ИТАР - ТАСС), будут представлены плакаты, созданные в период самых драматических событий в истории России XX столетия и отражающие основные тенденции и направления российского искусства этой эпохи.
Деятельность Российского телеграфного агентства (РОСТА), выполнявшего функцию проводника линии партии в печати, и развитие политического плаката в период первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн оказывались тесно связанными. История политического плаката в России начинается в ХХ веке. Самые ранние из представленных на выставке плакатов - вышедшие в начале первой Мировой войны в московском издательстве «Сегодняшний лубок», в котором работали молодые художники-авангардисты, использовавшие в своих сатирических листах традиции народной картинки - Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и другие.
Одним из самых ярких явлений агитационного искусства революционных лет стали знаменитые плакаты «Окна сатиры РОСТА», создававшиеся художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Особую ценность плакатам Петроградского отделения «Окон РОСТА» придает уникальность каждого листа - в Петрограде плакаты изготовляли в технике гравюры на линолеуме (в Москве - трафаретным способом) и раскрашивали вручную.
Художественный язык плакатов послереволюционного десятилетия отражает ситуацию в отечественном искусстве этого периода со всем многообразием течений и направлений. Классикой советского плаката стали экспрессивные, не лишенные гротеска работы Дмитрия Моора (Орлова), сатирически-жанровые плакаты Виктора Дени, работы члена объединения «Мир искусства» Сергея Чехонина. В 1920-е годы плакатом занимался Александр Самохвалов. К лучшим образцам мирового полиграфического искусства принадлежат сложно сконструированные фотомонтажи Густава Клуциса, созданные в конце 1920-1930-х годов.
В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» советское искусство приобретает все более регламентированный характер, формируется понятие «социалистического реализма», начинается борьба с формализмом. Плакаты, призванные нести в массы сильнейший заряд оптимизма, становятся своеобразной квинтэссенцией наглядной «агитации за счастье».
В годы Великой Отечественной войны искусство плаката приобретает особую актуальность. Плакаты-призывы, сконцентрированные на решимости и воле к победе, ясны и убедительны. Большой популярностью пользовались и сатирические плакаты, представлявшие захватчиков в карикатурных, звероподобных образах. Над выпусками «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС» работали художники осажденного Ленинграда - Иван Астапов, Владимир Гальба, Валентин Курдов, Владимир Серов, Николай Тырса и многие другие. Ряд выпусков основан на натурных зарисовках, сделанных на линии фронта и в партизанских отрядах. В политическом плакате второй половины 1940-1950-х годов господствует оптимистическая патетика, создается своеобразная галерея «идеальных героев»: мужественные воины, сознательные рабочие и колхозники, трогательные дети и счастливые советские женщины.
Сегодня лозунги и идейная направленность советских плакатов потеряли свою актуальность. Однако эти плакаты являются не только напоминанием о нашей истории. Творческие находки художников и созданные ими яркие, эмоциональные образы заняли достойное место в русской художественной культуре ХХ века.
Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
1 декабря 2023—13 мая 2024
Грандиозная выставка произведений В.И.Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.
В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений В.И.Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» (Третьяковская Галерея), «Меншиков в Березове» (Третьяковская Галерея), портреты, картины на религиозные сюжеты, акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.
Борис Ермолаев. К 120-летию со дня рождения
16 октября 2023—9 января 2024
Для выставки, посвященной 120-летию со дня рождения художника, отобраны работы 1930-х годов, в которых Ермолаев увековечил улицы Володарского (ныне Невского) района, быт и отдых ленинградских жителей того времени на задворках большого города.
Перейти https://vk.com/rusmuseum
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея