В экспозиции представлены произведения из хранящейся в Русском музее редкой коллекции копий древнерусских фресок. Начало создания этих копий было положено еще до революции и продолжилось в 1920-е годы. Однако их неприходящая ценность была окончательно осознанна лишь в наше время, когда самих росписей уже не существует.
Церковь Спаса Преображения на Нередицком холме была возведена в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Построенная неподалеку от Новгорода, близ княжеской резиденции на Городище, она была расписана ровно 800 лет назад и по праву считалась одним из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси. Ее исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография, снискали памятнику мировую известность. Над изучением росписи храма трудились несколько поколений историков древнерусского искусства. Для ее реставрации и исследования в 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт-Петербургского университета и Русского Археологического общества. С 1918 года началось систематическое копирование нередицких фресок, организованное энтузиастами древнерусского искусства - художницами Л.А.Дурново и Н.И.Толмачевской. В 1925 году силами студентов организованной Л.А.Дурново копировальной мастерской при Российском Институте истории искусств (бывшем Зубовском) были созданы лучшие копии фресок Нередицы.
В 1941 году систематические артиллерийские обстрелы превратили храм в руины, погибли ее фрески. 15% уцелевшей стенописи, многочисленные фрагменты штукатурки с остатками росписи, черно-белые фотографии, зарисовки и копии - все, что осталось от этого замечательного ансамбля. По счастью, сохранившиеся обмерные чертежи, исполненные в 1903-1904 годах академиком архитектуры П.П.Покрышкиным, позволили восстановить Спасо-Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956-1958 годах она восстала из руин. Автором проекта восстановления храма и руководителем реставрационных работ был новгородский архитектор Г.М.Штендер.
В последние годы появилась надежда и на восстановление фресок. Бережно выбранные из земли под руководством новгородского архитектора Л.М.Шуляк фрагменты стенописи складываются в композиции бригадой реставраторов, возглавляемой Т.А.Ромашкевич. Размещенные в 9 ярусов фрески сплошь покрывали купол, своды, стены и столпы храма. Нижние части стен и столпов украшали орнаментальные панели- полилитии, имитировавшие мраморную облицовку византийских церквей. Система купольной декорации включала композицию «Вознесение» и пояс ветхозаветных пророков; в парусах помещались образы евангелистов; на подпружных арках - полуфигуры мучеников в медальонах.
Главное место в росписи алтаря было отведено сцене «Причащение апостолов» и организованному в два яруса святительскому чину. На сводах и в верхних частях стен были представлены композиции Евангельского повествования; в примыкающих с двух сторон к алтарю помещениях - жертвеннике и диаконнике - располагались сюжеты из истории Богоматери и Иоанна Предтечи. Всю плоскость западной стены под хорами занимала картина «Страшного суда», повествующая о последних днях человечества.
Лишь незначительные фрагменты этого величественного ансамбля дошли до наших дней. Изображения святых жен сохранились в диаконнике церкви; в росписи алтаря случайно уцелели образы святых Петра Александрийского и Илии пророка, части фигур святителей, изуродованных осколками снарядов. Чудом избежала полного разрушения и монументальная композиция «Крещение», написанная на южной стене церкви.
28 декабря 2024—26 января 2025
Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство от XVIII до XX века.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
21 декабря 2024—23 июня 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея