Выставка была посвящена 125-летию со дня рождения Арнольда Шенберга. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Русского музея, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга из Фонда Шенберга (Вена, Австрия). На выставке, кроме живописных и графических произведений, можно было познакомиться с редкими документами - фрагментами теоретических работ В.Кандинского и его переписки с А.Шенбергом. В концепции выставки реализуется идея, существо которой можно сформулировать как «музыка цвета, ритм и пространство».
Музыка цвета - для многих художников русского авангарда эти слова не были просто поэтической метафорой. Поиски аналогий, сравнение средств различных искусств естественно проистекали из идеи синтеза, которая лежала в основе многих экспериментов русского авангарда. Крупнейшим «цветомузыкальным» новатором в истории мирового искусства был, безусловно, В.Кандинский. Однако, его эксперименты уже имели свои традиции - начало их можно найти в творчестве А.Скрябина. Позднее немало современников Кандинского в той или иной степени касались сходных проблем и в своем творчестве, и в теоретических трудах. Нельзя не вспомнить Н.Кульбина, благодаря усилиям которого идеи Кандинского популяризовались в России; художника и композитора М.Матюшина; В.Баранова-Россине - оригинального живописца, который, развивая идеи Скрябина, создал «оптофон» (тип «цветового пианино»). Среди художников русского авангарда было немало музыкантов. В.Кандинский играл на фортепиано, Н. Кульбин был профессиональным скрипачем, М.Матюшин - композитором, В.Баранов-Россине - музыкантом, композитором, инженером музыкальных инструментов.
Большое место в экспозиции отведено творчеству выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его творчество занимает особое и значительное место в музыкальной культуре XX века. Шенберг - единственный из крупных музыкантов Европы, которому удалось создать композиторскую школу. Среди многочисленных учеников авторы значительных произведений - Антон Веберн, Альбан Берг и Эрнст Кшенек.
Арнольд Шенберг родился 13 сентября 1874 г., в Вене. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. В течении нескольких месяцев Арнольд брал уроки контрапункта у Цемлинского, в остальном он продолжал оставаться самоучкой. Исполнение первых песенных опусов молодого композитора относится к 1898 г. и сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего творчества Шенберга.
Шенберг разносторонне одаренная натура - поэт (его перу принадлежат тексты драмы «Счастливая рука», «Библейский путь», текст оперы «Моисей и Аарон» оратории «Лестница Иакова», много стихотворений, сатир, положенных на музыку), крупный ученый - теоретик музыки. Кроме того, Шенберг - художник, его картины с 1901 года неоднократно появлялись на выставках. «Автопортрет», «Портрет дамы», «Видения» были удостоены вниманием В.Кандинского. Этим работам были посвящены две статьи в сборнике «Синий всадник», вышедшем в Мюнхене в 1912 году. Репродукции картин Шенберга печатались в том же журнале. Имя Шенберга и его произведения (как музыкальные, так и живописные) были хорошо знакомы в России конца 1900-х - начала 1910-х годов. Шенберг дружил и состоял в переписке с В.Кандинским. В 1913 году композитор приезжал в Петербург и был восторженно встречен публикой, музыкантами и художниками.
Нынешняя выставка и программа концертов, организованные благодаря помощи и поддержке Министерства иностранных дел Австрии, Фонда Шенберга и музыкального коллектива «Венский мадригальный хор», стали подлинным возвращением Арнольда Шенберга в Петербург.
20 декабря 2024—17 марта 2025
На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.
Русская академическая живопись второй половины XVIII – первой половины XIX века
5 декабря 2024—31 мая 2025
Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. На выставке в Михайловском замке посетители смогут увидеть знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея