Первая в Санкт-Петербурге монографическая экспозиция прославленного русского мариниста представляет свыше 80 произведений живописи, рисунка и акварели. Ее составляют работы И.Айвазовского из собрания Государственного Русского музея, а также из коллекций Центрального военно-морского музея, музеев-заповедников «Петергоф», «Царское Село» и Высшего военно-морского института им. М.В.Фрунзе. Вниманию зрителей представлены наиболее известные работы художника: «Девятый вал» (1850), «Вид Одессы в лунную ночь» (1846), «Вид Константинополя при лунном освещении» (1846), «Буря над Евпаторией» (1861), «Волна» (1889). В экспозицию также входят великолепные батальные композиции «Синопский бой» (1853), «Чесменский бой» (1886) и такие замечательные, но мало известные полотна как «Кронштадский рейд» (1835-1838), «Петербургская биржа» (1847), «Вид Дарьяльского ущелья ночью» (1862). Воссозданию эпохи и атмосферы, окружавшей блестящего мариниста служат около 50 предметов оснастки кораблей, флаги, штандарты, оружие, навигационные приборы и модели судов из собрания Центрального военно-морского музея. Они органичным образом соединяются в единой экспозиции с произведениями изобразительного искусства.
Творческая биография художника достаточно ясна и прозрачна. И.Айвазовский не знал взлетов и падений. Его не преследовали неудачи, не огорчала немилость властей, не тревожили нападки критики и равнодушие публики. Созданные им произведения покупали Николай II, Александр III и другие европейские монархи. И.Айвазовский объездил всю Европу, побывал в Америке и Африке. Беспрецедентным явлением стали 55 его прижизненных персональных выставок. Некоторые из них совершили всеевропейское турне. Суть феномена И.Айвазовского - в ярко выраженном амплуа и особенностях творческого метода. Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю жизнь. Эта особенность затрудняет суждение об эволюции его живописного языка, делает несовершенной любую периодизацию творчества художника. Однажды апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия. Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки. Предметный ареал, в границах которого существует творческая фантазия художника, требует обращения к иррациональным, экстремальным ситуациям: море, солнце, огонь, облака не являются ни ординарными, ни неизменными.
Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова
18 октября 2024—12 мая 2025
Юбилейная выставка Карла Павловича Брюллова. Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами. При жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл».
30 сентября—14 октября 2024
На небольшой выставке, приуроченной ко Дню учителя, представлено несколько работ выдающихся русских художников XIX века, посвященных школе.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея